Рейтинг@Mail.ru

Новая газета Страница 4

15 июня 2015

Расклады образовательной политики — это соотношение влиятельных политических, ведомственных, экспертных и общественных фигур или объединений.

При этом влияние многих из них весьма условно — не потому, что образовательная политика в стране, особенно в последнее время, делается не в публичном пространстве дискуссий и обмена мнениями. Как раз наоборот: идет громкая медийная дискуссия, образование стало полем бескомпромиссной политической и экспертной битвы.

Но решения принимаются не в результате победы одних аргументов над другими, а в пользу молчаливого, часто консервативного большинства. Потому что между большой политикой и образовательной политикой нет знака равенства: политики часто делают то, чего хотят «здесь и сейчас», а в образовательной политике надо всегда принимать решения в пользу будущего. Потому что детям жить завтра, а не вчера.

Но «большие политики» всегда сильнее «образовательных», поэтому образовательные интересы часто приносятся в жертву в пользу сиюминутной политической конъюнктуры.

Поэтому публичность и видимость многих фигур образовательной политики может быть не связана с влиятельностью, и наоборот: мы можем никогда не узнать имена тех, кто действительно влияет на принятие решений, вкладывает слова в уста публичных фигур, дает отмашку на запуск общественных и специальных проектов, инициирует законопроекты, снятия и назначения…

Мы можем анализировать лишь расклады, а кто сдает карты — временно неизвестно, как и то, идет ли честная игра — или сдающий передергивает…

Если условно разделить карточный расклад образовательной политики на четыре масти, то получится примерно так: пики — политический истеблишмент образования, трефы — ведомственный генеральный штаб, бубны — экспертное сообщество и червы — общественная элита, влияние которой наиболее заметно.

Попробуем проанализировать роль и влияние каждой масти карточной колоды образовательной политики.

15 июня 2015

Хорошая новость: сегодня школа — самая открытая система в стране.

И это едва ли не главный результат образовательной политики последних 25 лет.

Сравните с милицией, армией, судами, медициной, учреждениями культуры или социального обеспечения! Почти все, что происходит в казарме, тюремной камере, в судебном процессе и дознании, даже в больничной палате или в парламентском закулисье, скрыто от общества.

2 июня 2015

«Детей бить нельзя!» — это была острая тема на исходе 80-х — в начале 90-х, когда еще у нас не была ратифицирована Конвенция о правах ребенка, а мы в «Учительской газете» — Людмила Рыбина, Александр Адамский и Ирина Христовая с Симоном Соловейчиком во главе — стали делать «Родительскую газету».

21 мая 2015

Исполнилось три года с момента принятия «майских указов». Прежде чем говорить о том, как обстоят школьные дела сегодня, несколько слов о том образовательном контексте, в логике которого они появились.

21 мая 2015

Каждые 30 минут в России пропадает один ребенок, 48 детей в день. Ассоциация «Поиск пропавших детей» пытается их найти, а значит, спасти. Президент фонда «Поиск пропавших детей», руководитель одноименной Ассоциации волонтерских организаций Дмитрий Второв рассказал, почему в этом вопросе такую важную роль играет волонтерство.

21 мая 2015

Профсоюз «Учитель» провел опрос среди работников образования о самых болезненных проблемах системы. Большинство — 81% опрошенных — основной проблемой назвали гигантский вал отчетности

20 мая 2015

последние пару лет во многих российских школах ввели обязательные присутственные часы — 36 в неделю для работающих на ставку (ставка у учителя —18 уроков в неделю).

Работа учителя состоит из нормированной части — это уроки, и именно по количеству уроков, по «нагрузке» формируется заработная плата. И ненормированной — это участие в методических совещаниях, родительских собраниях, подготовка к урокам, дежурства по школе и т.п. Так вот, во многих школах учителей обязали ненормированную часть работы выполнять именно в здании школы. Не в библиотеке, не дома, не в музее или парке — по усмотрению самого учителя, как это было всегда, и в царской, и в советской России. Аналогичная ситуация в колледжах и вузах.

12 мая 2015

Историю борьбы за школу в Кострецком поселении наши читатели хорошо знают из материалов обозревателя Эльвиры Горюхиной (см. «Новую газету», № 128 за 2013, № 6, № 80, № 96 за 2014 год и другие). Вот она вкратце.

Летом 2013 года, накануне единого дня голосования, глава Максатихинской администрации Вячеслав Елиферов приезжал на агитацию в Кострецы. Помимо прочих острых моментов коснулся и школы. А это для Кострецов — больная тема.

21 апреля 2015

На мой взгляд, одна из главных проблем нашей школы — отсутствие мотивации не только у детей, что многие воспринимают как норму, но и у учителей.

28 апреля 2015

Как я выполняла поручения школьника из Ярославля Артема Хапова. Чтобы понять, кто такой Артем, надо коснуться Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Это cлет победителей олимпиад, призеров и участников различных конкурсов. На этот раз их было 530 человек. Из городов-миллионников и деревень.

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон