Рейтинг@Mail.ru

31 марта 2015

День учителя географии РФ

Педагогический марафон 2015

Свое выступление академик сопроводил слайдами с графикой, которые четко показали, как обстоят дела с определенным видом воздействия, например, с выбросами в атмосферу, в разных регионах и городах. Где у нас относительно «чистые» регионы, а где самые «грязные». Причем, все эти виды воздействия с помощью графики можно было отследить в динамике (как ситуация менялась на протяжении того или иного промежутка времени) и сделать определенные выводы. Скажем, если на основании исследований различных видов антропогенного воздействия составить своеобразный рейтинг регионов, мы увидим, что положение конкретного региона в таком рейтинге зависит не от «современной структуры антропогенного воздействия», а скорее «от унаследованной специализации хозяйства, устойчивости в кризис и включенности в мировой рынок».

В конце выступления Николай Касимов подчеркнул, что негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду нам известны (например, мы знаем, как техногенные источники влияют на геохимию дорожной пыли в городах, как идут процессы подщелачивания и засоления почв), но решать эти проблемы зачастую не достает возможностей: финансовых средств и времени.

В педагогике, заметим, существуют те же проблемы. Но в этот день речь, конечно же, шла не о них. Большинство событий дня было посвящено актуальным для всех учителей вопросам перехода на новые ФГОС.

Доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ Владимир Пятунин рассказал о способах формирования логических универсальных учебных действий, обратив особое внимание на типичные затруднения школьников в процессе усвоения причинно-следственных связей:

- Нередко ребята путают причину и следствие, в ходе обсуждения цепочек причинно-следственных связей «теряют» промежуточные «звенья», заменяют объяснение особенностей географических объектов простым перечислением их характеристик или тавтологией (то есть ребенок вместо объяснения какого-то явления снова называет это явление, только - другими словами). Например, вопрос стоит так: расскажите о влиянии климатических условий степной зоны на характер почвы, растительность и животный мир. Ученик отвечает: степи расположены там-то, климат достаточно сухой, растительность - трава, почва - чернозем, животное - суслик. С точки зрения фактов - безупречный ответ, но при этом ничего не объяснено…

Повышенный интерес к мастер-классу президента Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александра Лобжанидзе (втреча с ним вылилась в очень живой, интерактивный диалог), как оказалось, тоже был связан с введением новых стандартов. Вот какие ответы я услышал, когда по окончании мастер-класса «Содержательные и функциональные особенности УМК ‹География. Сферы›» начал расспрашивать его наиболее активных участников о том, что ценного они вынесли для себя из этого мероприятия:

- В этом году мы в нашей школе (я приехала из Волгограда) как раз переходим на новые стандарты. Для меня стоял вопрос: какую линию и какого автора выбрать. Склонялась к линии Домогацких, а теперь решила, что буду работать по Лобжанидзе. Очень понравился комплекс! Масса форм работы, разнообразные, дифференцированные по степени сложности задания.

- Я и раньше слышала от коллег положительные отзывы о «Сферах», а здесь сама убедилась, что по УМК стоит работать. Очень понравился комплексный подход. Предмет освещается буквально со всех сторон: есть учебник, электронное пособие, атласы, карты, тренинговые варианты работы, у детей есть возможность для самопроверки, учитель может проверить знания по разным параметрам: тестовым, графическим…

- Самое ценное, что разработчикам удалось создать единую образовательную среду с 5 по 9 класс, которая связывает все учебно-методические комплексы в некую целостность в пределах одного предмета. Ребенок привыкает работать в одном ключе, у него не возникает страха, что ему встретится какое-то совершенно незнакомое задание, которое он не сможет понять.

Примечательно, что практически на каждой встрече в этот день разговор так или иначе касался использования на уроке электронных средств обучения. Было и отдельное выступление на эту тему. Возможности «Работы с интерактивными картами серии ‹Наглядная школа› на уроках географии» раскрыла главный редактор издательства «Экзамен-Медиа» Татьяна Карташева.

А с новыми разработками, которые в скором времени окажут влияние на преподавание географии, педагогов познакомил старший научный сотрудник центра разработки контрольно-измерительных материалов Федерального института педагогических измерений Вадим Барабанов. Он представил новые типы заданий, которые сейчас проходят апробацию в некоторых школах. В частности, это задания, которые развивают умения выявлять недостоверную, недостающую и дополняющую информацию. К примеру, такое задание: детям дается текст с описанием страны, под которое подходят несколько стран.

Одновременно ребята получают дополнительную информацию. Требуется найти в этой информации фрагмент, дополняющий описательный текст таким образом, чтобы по нему можно было однозначно определить, о какой стране идет речь. Еще один тип новых заданий - задания, направленные на развитие умений работать с текстом. Новизна в том, что в задании надо не просто прочитать и пересказать текст, а осмыслить содержание прочитанного и аргументированно высказать свою точку зрения.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон