Рейтинг@Mail.ru

27 марта 2015

День учителя начальной школы РФ

Педагогический марафон 2015

Работа проходила в пяти залах, свободных мест не было ни в одном. В центральном холле целый день велась бойкая торговля учебными пособиями и книгами, причем активность покупателей от перерыва к перерыву увеличивалась. Дело в том, что многие лекции и семинары проводились издательствами, предлагавшими на ярмарке свою продукцию: «Просвещение», «Вентана-Граф», «Экзамен», «Ювента», «СМИО-Пресс», «Экзамен-Медиа», «Генезис», «Рост». Свои пособия продемонстрировали потенциальным покупателям компания «Новый диск», НОУЧ «Институт новых технологий», Центр Электронного Тестирования. Получив информацию о том или ином учебнике или пособии, учителя устремлялись к прилавкам, не забывая сохранять за собой занятые места в зале.

Как и остальные, я слушала лекции и занятия, наиболее интересные для меня. Наталья Шкуричева, к.п.н., педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1491 (г. Москва), с первых минут умело захватила внимание всех присутствующих на лекции «Развитие коммуникативных УУД младших школьников как средство достижения метапредметных результатов обучения»: учебная успешность каждого школьника напрямую связана с коммуникативными умениями; развивать их может и должен каждый педагог на уроках и во время внеурочной деятельности.

Неуверенность в себе и низкая самооценка младших школьников часто бывают следствием некорректных действий педагога. Исправлять следствие этих действий многим людям приходится всю жизнь. Желание (и умение!) детей работать в парах и группах повышает самооценку, позитивно сказывается на учебных результатах. «Если ваши ученики легко взаимодействуют друг с другом, с готовностью общаются в парах и группах разного состава, смело отметьте это как свою заслугу», - лектор искренне и психологически грамотно привлекла внимание слушателей: в ответ на эти слова они дружно подтянулись, взгляды стали более уверенными. Наверняка их ученики много работают в группах, и большинство делает это с удовольствием!

Тем временем Наталья Александровна объясняла, как проверить коммуникативные умения. Для этого она предложила использовать методику «Мой класс», которая была ранее опубликована в журнале «Начальная школа» (http://nsc.1september.ru/view_article.php?id=200802309). Методика очень простая: педагог предлагает школьникам продолжить фразы «Мой класс…» «В школе у меня … настроение, потому что …». «Но пожалуйста, когда дети будут писать, не контролируйте их, - быстро поясняла Наталья Александровна. - Займитесь чем-нибудь полезным. Цветы полейте, в окошко посмотрите - только не ходите по классу между рядами, не заглядывайте в их записи, не советуйте, как правильно нужно писать. А когда будете собирать работы, не делайте это безразлично, словно контрольные собираете. Возьмите листочек у каждого ребенка с благодарностью, скажите, как вы рады, что он/она смог поделиться с вами своим мнением»… В педагогике нет мелочей.

А потом нужно полученные записи проанализировать: аккуратно, точно, спокойно. Если в классе хорошие взаимоотношения между ребятами, почти все опишут свой класс как самый-самый лучший. Каждая проблема будет отражена в высказываниях типа «класс хороший, но иногда»… - это нужно отметить, это можно обсудить.

Естественно, не называя имена тех, кто обозначил проблемы. Данную методику можно использовать для анализа взаимоотношений в классах не только младшей, но и средней, и старшей школы.

Мастер-класс «Анималистический жанр на уроках ИЗО в свете требований ФГОС» Ольга Скуратова, к.п.н., учитель ИЗО ГБОУ ВПО МГПУ, и Татьяна Сапожникова, научный сотрудник ЦНХО Б.М. Неменского, проводили в небольшом кабинете. На доске - детские рисунки и аппликации, ведущие делились опытом, как научить детей создавать такие работы. Главное - сначала школьники должны понять, что именно хотят изобразить, как устроено то или иное животное. Метапредметность…

Разговор с Марьяной Безруких, д.биол.н., академиком РАО, директором Института возрастной физиологии РАН, начался с первых минут ее появления в МПГУ. Она обозначила проблему, которую планирует проанализировать и описать на страницах журнала «Начальная школа», главному редактору этого издания Марии Соловейчик. «Выпускникам предлагают писать сочинение, но этому умению их никто не учит! А учить нужно, причем именно в начальной школе, потом будет поздно!»

Завязавшаяся дискуссия плавно перетекла в лекцию Марьяны Михайловны «Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС)», которую желающие имеют возможность просмотреть целиком на сайте Первого сентября. Завтра - второй День учителя начальных классов…

Ольга Леонтьева
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон