Рейтинг@Mail.ru

6 октября 2019

XXI Соловейчиковские чтения. 1—2 октября 2019 г. Российская Федерация

Информация от «Первого сентября»

В Издательском доме «Первое сентября» завершились очередные Соловейчиковские чтения. По традиции Чтения проходят в конце сентября или в самом начале октября – как дань памяти и уважения Симону Львовичу Соловейчику, основателю Издательского дома, писателю, философу, педагогу, мыслителю, чей день рождения 1 октября, и в преддверии Дня учителя.

Уже во второй раз Чтения проводятся дистанционно, из студии Издательского дома «Первое сентября». Это позволяет значительно увеличить охват участников по всей стране. В этом году трансляции в прямом эфире посмотрело 4156 педагогов со всех уголков Российской Федерации.

Заглавная тема XXI Соловейчиковских чтений продиктована текущими событиями, самой жизнью: «Школа и жизнь. Чему учим, как живем?» А ключевое слово Чтений – достоинство – пронзало все четыре мероприятия:

• «Учение с увлечением. Симон Соловейчик. Роман о любви к учению»

• «Чему учит классика и реалии жизни» (Обсуждаем темы школьной программы и самоопределение учеников. А также открытое письмо учителей и проект Оксимирона #сядьзатекст)

• «Школа самоопределения. Александр Тубельский. Роман о любви к демократии»

• «Наши выпускники и Россия будущего»

Как видно из названий мероприятий, речь на Чтениях шла об ученике, о школе, о стране.

«Учение с увлечением. Симон Соловейчик. Роман о любви к учению»>

Ведущий, Артём Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», представил слушателям книгу Симона Львовича Соловейчика «Учение с увлечением». Написанная в 70-е годы прошлого века, книга издавалась и переиздавалась большими тиражами. В марте этого года, после почти сорокалетнего перерыва, книга вышла опять, в издательстве АСТ. Весь тираж был раскуплен почти сразу.

Почему этот труд Соловейчика не теряет актуальности и значимости сегодня, когда у нас в арсенале имеется несметное количество книг в помощь ученику с манящими заголовками, обещающих, и даже гарантирующих быстрый, легкий, неминуемый успех: учимся легко или как сдать ЕГЭ на 100 баллов и т.д.?

Каждая строчка «Учения с увлечением» верифицирована, выверена на практике. Прежде чем написать ее, Симон Львович Соловейчик проводил долгосрочный эксперимент вместе со школьниками – читателями журнала «Пионер». В журнале печатали советы детям, помогали детям увлечься учебой, влюбиться в учение, помогали преодолевать себя. А ученики, согласившиеся принять участие в этом эксперименте, писали в редакцию порой щемящие по своей искренности отчеты, делились своими успехами, рассказывали о неудачах и пытались осознать их причину (рефлексия – такое уж современное понятие?!).

Симон Львович проанализировал и обобщил опыт своих юных соавторов написал книгу «Учение с увлечением» – роман о любви к учению.

Эта книга – разговор с подростком и попытка сделать так, чтобы ребенок понял, что такое учеба, научился учиться и стал бы тем, кто учится всю жизнь.

Основная гипотеза книги: человек может сам научиться работать, учиться с увлечением. Независимо от способностей и интересов каждый может научиться учиться с увлечением. На это нужно решиться, нужно заинтересоваться (пути и техники в книге приводятся), нужно настроиться на работу и попробовать выполнить ее тщательно. Делать не только то, что интересно, а все необходимое делать с интересом.

В книге – вера в силы, возможности каждого ребенка. И постоянное апеллирование к его чувству собственного достоинства.

Кажется, большего достижения учителю и пожелать невозможно, чем научить ученика учиться. Научить ребенка учиться!

Смотреть запись: https://www.youtube.com/watch?time_continue=2850&v=hneeqFykCdI

https://video.1sept.ru/1134

«Чему учит классика и реалии жизни»

(Обсуждаем темы школьной программы и самоопределение учеников. А также открытое письмо учителей и проект Оксимирона #сядьзатекст)

Ведущие Надежда Шапиро, учитель русского языка и литературы московской школы № 57, методический редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября», автор пособий по русскому языку, развитию речи, литературе, и Артём Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», рассуждают о роли литературы (гуманитарных наук) и учителя в становлении личности ребенка.

Литература тесно связана с жизнью и предлагает нам подумать о том, над чем ломали головы великие умы, писатели, когда создавали свои произведения. И сверить с ними часы: что думали они о какой-то проблеме или ситуации тогда, а что думаем мы сейчас. Есть что-то похожее в наших взглядах? Литература дает богатую пищу для ума; помогает готовиться к настоящей, теперешней жизни; подсказывает, как жить достойно.

Надежда Ароновна Шапиро сформулировала главную задачу педагога – научить понимать, что написано в книгах, и воспитывать в учениках интеллектуальную честность: чтобы точно видеть, что в произведении написано; чтобы не дать себя обмануть, запутать; чтобы быть способными думать честно, по-серьезному. Задача не из простых. И вряд ли получится научить этому всех, но нужно стараться этому учить. И тогда у наших учеников будет хорошее противоядие от пропаганды и манипуляций, ведь с помощью манипуляций человека очень легко повести на любое неправедное, недоброе дело.

Времена бывают разные. Но установка учителя – не врать, быть честным с детьми, не только на уроке, но и в жизни – остается неизменной. Нельзя внушать детям, что врать – нехорошо, а самим не следовать этому принципу. Вранье размывает этические нормы жизни, разрушает человеческое достоинство и веру в себя.

«За удовольствие говорить об умном и важном с детьми, видимо, в какой-то момент надо чем-то расплачиваться. В какой-то момент уже нельзя сохранить для себя удовольствие говорить об этом с детьми и не нести никакой ответственности за свое реальное поведение в реальной жизни».

Смотреть запись: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3865&v=jMFe_4pIhVc

https://video.1sept.ru/1135

«Школа самоопределения. Александр Тубельский. Роман о любви к демократии»

Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», познакомил слушателей с книгой Александра Тубельского «Школа будущего, построенная вместе с детьми», с педагогическим, директорским опытом Александра Наумовича и со школой, которую он с коллегами строил, Школой самоопределения, которая теперь носит его имя.

Какой должна быть школа для детей, которые внутренне свободны, которые открыты, не боятся говорить, как думают? Какой должна быть школа, чтобы такие дети вообще появились, чтобы они так заговорили, чтобы они не опасались проявить себя?

«Моя задача – создать школу свободных людей. Не свободную школу, а школу свободных людей».

«Детям надо давать не видимость свободы, а ясно видимую свободу в образовании, свободу самим организовывать свою жизнь».

«Школа должна учить демократии… Точнее, в школе нужно давать опыт демократии».

«Демократия только после уроков недорогого стоит».

«Демократически воспитанный человек не тот, который делает, что хочет, а тот, который может сам ставить себе границы».

«Я, учитель, могу оценивать свою работу одной меркой: хорошо ли моим ученикам, выращиваю я в них лукавых рабов или свободных людей?»

Какое пространство свободы нужно давать учителям, чтобы такая школа получилась и смогла существовать, несмотря на трудности, которые ей приходится преодолевать?

Внутренняя свобода учителей, без которой невозможно, чтобы возникла внутренняя свобода учеников, оказывается заложником внешних условий. Учитель зачастую испытывает страх. Но страх должен быть один: страх перед своей совестью, все остальные страхи отнимают свободу учителя и портят жизнь детям.

Смотреть запись: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4923&v=P8K1i19dliQ

https://video.1sept.ru/1136

«Наши выпускники и Россия будущего»

Ведущие: Валерий Соловей, российский историк, политический аналитик, доктор исторических наук, профессор, и Артём Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября».

Россия будущего. Кто ее построит? Что это будет за Россия?

Насколько прекрасной будет Россия будущего – зависит от нас, педагогов, и от наших учеников. Чтобы построить социальное общество, более справедливое и более гуманное, надо наделить учеников не только суммой знаний, но и некоторыми принципиально важными качествами, а именно, интеллектуальной гибкостью (этого требует быстро меняющийся мир), но устойчивыми моральными принципами, связанными с чувством собственного достоинства – пушкинское «самостоянье человека». Очень сложно научить и научиться уважать в себе личность, обладать внутренней свободой сохранять себя в истине при любых жизненных обстоятельствах, исходить из того, что нет отговорок, которые бы позволили тебе поступать недостойно, что люди рядом с тобой равны тебе, а ты равен им и вы вместе заслуживаете взаимного уважения, что ты и те, кто вокруг тебя, каждый имеет право на собственное мнение. Это очень сложно сделать.

Сейчас Россия сильно отстает, например, в технологическом плане от всего мира. Компенсировать разрыв смогут только свободные, не боящиеся проявить инициативу люди. Нам необходимо готовить детей к этому, и придется меняться самим.

Но в одном, безусловно, должна быть стабильность: в высоком социальном статусе учителя и уважении к нему, к его труду. Нужна психологическая стабильность, уверенность в себе и в завтрашнем дне. Наверное, только такой учитель сможет воспитывать интеллектуально гибких и нравственно крепких людей.

Какие люди построят Россию будущего? Где эти люди? Они уже есть?

Они есть. Это в первую очередь те, кто сегодня учится в школе. Считается, что выдающихся детей, учеников немного. Но судьба страны будет зависеть от немногих, от меньшинства, от тех, у кого есть воля и желание что-то изменять. И даже если кажется, что что-то невозможно, на самом деле мы все очень скоро убедимся, что многое можно сделать. Такой шанс откроется. И поэтому нельзя терять надежду.

Смотреть запись: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=1lKSxvZ1kZM

https://video.1sept.ru/1137

Мы благодарим всех педагогов, принявших участие в XXI Соловейчиковских чтениях. Судя по количеству участников, по отзывам, нет сомнения, что затронутые на Чтениях темы созвучны педагогам. Во время трансляций поступило большое количество вопросов, комментариев, сообщений от участников Чтений. Вот некоторые из них:

• Книгу («Учение с увлечением») с огромным интересом прочла ещё в девяностых годах. Очень актуально и в наше время то, о чём писал С. Соловейчик.

• Книга важна и ценная для любого поколения читателей!

• А увлечение и желание учиться – это разное?

• Вы говорите, что подростки понимают книгу, а младшим школьникам можно как-то об этом говорить?

• Какие цели в преподавании литературы Вы считаете приоритетными, а на какие, на Ваш взгляд, можно не ориентироваться?

• Вопрос «Что хотел сказать автор?» еще обсуждается на уроках литературы?

• Критерий успешности учебного заведения – счастье ребенка.

• Вечные истины! Но почему они не работают сейчас?

• Важные слова о социальном статусе учителя и психологическом комфорте!

• Мы слышим, и душа радуется, что есть люди, которые так хорошо нас понимают!

• Какова судьба ЕГЭ в будущей России?

• Возможно ли отделить авторитарию чиновников от школы? Сейчас бюрократы шаг за шагом все больше захватывают школьное пространство.

• Были и более сложные времена, точнее безвременье, государственный вакуум (90-е гг). Куда? Зачем? Никто не знал. Однако мы учили и тогда главному – быть Человеком. И нас не смущал набор литературных произведений программы. Убери идеологию и...

• ЕГЭ – это как в тюрьме, начиная от входа на ППЭ и завершая уходом с экзамена.

• Как Вы думаете, произошло ли обновление человеческих отношений между учениками, учителями, родителями, администраторами как это видели учителя-новаторы в конце прошлого века?

• Дети завалены всевозможными проверочными работами, а учителя формируют статистику для чиновников. От этого можно повысить качество знаний?

• Спасибо за озвучивание наших проблем, за жизнеутверждающую позицию.

Соловейчиковские чтения

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон