Рейтинг@Mail.ru

27 января 2025

Опыт и ценности школы «НИКА»: основные идеи выступления на «Открытой школе»

Пресс-релизы

В ноябре прошлого года в Национальном центре «Россия» запустился проект «Открытая школа: презентация лучших практик», в рамках которого школы, заслуженно пользующиеся авторитетом, рассказывают о своем опыте работы и ценностях, ее сопровождающих. Свою презентацию недавно провела московская частная школа «НИКА».

Сотрудники «НИКИ» рассказали о своем тридцатилетнем опыте работы с детьми, международного сотрудничества, тьюторского и психологического сопровождения, индивидуализации обучения, развития проектной деятельности, применения STEM-подхода, роли дополнительного образования и внеурочных мероприятий, а также представили свой взгляд на актуальные вызовы в образовательной среде.

Международная деятельность как драйвер развития школы

В ходе выступлений педагоги и администрация школы уделили много внимания международному сотрудничеству. Ключевые шаги в этом направлении были сделаны в 2022 году. Тогда «НИКА» стала членом International Schools Association (ISA) — организации, созданной в 1951 году в Женеве и занимающейся формированием школьного сообщества учеников и педагогов. Благодаря этому шагу их ученики получили возможность путешествовать по миру и принимать участие в международных конференциях. Вместе с ISA «никовцы» уже побывали в Италии, Мексике и Турции.

В том же 2022 году «НИКА» вступила в международную ассоциацию тестирования иностранных языков — ALTE. Эта организация распространяет передовые практики подготовки к экзаменам по иностранным языкам, а также методики их преподавания. «Нам было важно, чтобы наши педагоги имели доступ к экспертным материалам о преподавании и методическим новинкам, чтобы они во всей полноте понимали, по каким критериям ребят оценивают на международных языковых экзаменах. Это помогает нам лучше выстраивать образовательный процесс», — подчеркнула директор по развитию школы «НИКА» Екатерина Лукьянова.

Также у «НИКИ» есть партнерские отношения и с конкретными образовательными организациями, благодаря которым ее учащиеся могут учиться по программе «двойного диплома», позволяющей получить не только российский аттестат о среднем образовании, но и американский. О запуске инициативы рассказала Лукьянова: «Мы обратились к нескольким международным школам, и американские коллеги пошли нам навстречу: они взяли нашу программу, после чего обрисовали академическую разницу в 6-7 предметов... Теперь ребята, продолжая учиться у нас очно, при желании могут заниматься онлайн еще и по американской программе». Диплом международного образца, как отмечают в школе, дает выпускникам большую свободу в выборе дальнейшего образования, а практика обучения на английском вносит уникальный вклад в общее образование детей.

Профильное обучение и профориентация

В «НИКЕ» действует система профильного обучения. Еще в 5 классе ученики школы могут выбрать, какие предметы они хотят изучать углубленно, а в 7 классе — начать предпрофильную подготовку по техническому, социально-экономическому, естественнонаучному, гуманитарному или универсальному направлению. Старшеклассники же могут поступить в профильный класс по одному из перечисленных направлений или работать по индивидуальному плану с большими возможностями выбора предметов и уровней их освоения.

Как считают в школе, такая дифференциация позволяет наиболее эффективно отвечать на запросы детей и помогает им лучше разобраться в собственных предпочтениях. «Наша цель — научить ребят выбирать направление в соответствии со своими интересами, способностями и ценностями. Такой подход помогает снизить риск случайного выбора профиля и сформировать положительную устойчивую мотивацию к обучению у подростков», — отметила на выступлении заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Панина.

Для того, чтобы подход к выбору профиля и, как следствие, дальнейшему выбору учебы, был осознанным, школа активно занимается профориентацией. «Мы знакомим ребят с миром профессий, предлагаем участвовать в различных мастер-классах, проводим встречи с профессионалами и экскурсии на предприятия», — рассказала Панина. С этой целю школа реализует проект «Мастерская профессий», в рамках которого родители учащихся приходят в классы для проведения ознакомительных лекций или приглашают учеников к себе на работу. Также «НИКА» развивает сотрудничество с вузами. Сегодня, как отметила Панина, школа взаимодействует с МГУ, МФТИ, РЭУ им. Плеханова и РУДН.

Тьюторская и психологическая поддержка

Важное место в «НИКЕ» занимают департаменты, рассчитанные на поддержку детей, — тьюторская и психологическая службы. На выступлении заместитель директора по воспитательной работе Елена Дубовикова объяснила: «Тьюторство в ‘‘НИКЕ’’ — инструмент, который помогает ребятам выстроить индивидуальный маршрут своего развития, родителям — лучше понять ребенка, а школе — сделать образование по-настоящему личностно-ориентированным». Так, тьюторы «НИКИ» помогают детям разобраться в своих целях и найти пути их достижения. Они являются связующим звеном между семьей и школой, помогая привести ожидания всех сторон образовательного процесса к единому знаменателю. Тьюторы занимаются профориентационной работой, проводят мероприятия и индивидуально консультируют учеников. Также они поддерживают ребят на уроках и переменах, гуляют с ними, следят за выполнением домашнего задания и помогают детям освоиться в кружках и секциях.

Психологическая служба «НИКИ» проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых формирует навыки коммуникации, выхода из конфликтов, учит управлению своими эмоциями и борьбе со стрессом. Психолог Татьяна Алферова рассказала: «Психологическая служба помогает создавать атмосферу доверия, принятия и готова включаться в те сложности, которые возникают у ребят».

Традиционным мероприятием психологической службы в школе стала «Ночь в школе». «Мероприятие возникло в ответ на запрос самих учеников, — объяснила Алферова. — Мы спросили у них, чего им не хватает для счастья, и они ответили: ‘‘Ночью в школе потусить’’. Наверное, они не ожидали этого, но мы дали им эту возможность». Как объяснила психолог Татьяна Малютина, такое событие для подростков стало возможностью «оказаться во взаимодействии с одноклассниками и своими педагогами в условиях частичной сенсорной депривации, когда необходимо чувствовать себя, свои границы, искать границы других, формировать особые отношения». Таким образом, у детей появляется шанс «посмотреть на себя и на всю школу с другой стороны».

Специалисты психологической службы работают не только с детьми, но и со взрослыми. Так, они стремятся создать условия, в которых учителя могли бы расслабиться и набраться сил. Малютина объяснила, что в рамках психологических игр, которые проводит школа, педагоги могут «остановиться, взять паузу, обратить внимание на свои чувства, эмоции, переживания». Кроме того, несколько инициатив психологической службы обращены и к родителям. В клубе «На стороне подростка» они могут обсудить сложные проблемы взросления детей, а написав на «Почту доверия», получить оперативный ответ от экспертов-психологов по любому вопросу.

STEM-подход и проектная деятельность

STEM (наука, технология, инженерия и математика) в обучении сам по себе практико-ориентирован и, как считают в школе, позволяет детям развивать навыки, необходимые для успешного будущего — кооперацию, критическое мышление, умение решать проблемные ситуации. Причем обращение к STEM-практикам в «НИКЕ» начинается еще в детском саду, рассказала заместитель директора по воспитательной работе Анна Шувакина: «Сначала в детском саду, а потом и в начальной школе мы начинаем внедрять в деятельность ребят STEM-подход, что позволяет нам делать их взросление продуктивным и осознанным. Яркой демонстрацией STEM-подхода является наша мультипликационная студия, где ребята могут создавать свои мультфильмы и изучать азы анимации. Это тренирует не только технические навыки, но и творческое мышление, и эмоциональный интеллект. Каждый раз, сталкиваясь с новой задачей, ребята начинают анализировать, размышлять, предлагать креативные решения, работая в команде».

Затем, когда учащиеся переходят в среднюю и старшую школу, их проектная работа становится более серьезной. Они вовлекаются в реальные проекты, в том числе международные, где могут применить ранее полученные знания. Одним из таких проектов стало создание дрона для сельского хозяйства. «Команда учеников прошла путь от освоения методов земледелия и сборки аппаратуры до оценки рисков на пути движения к основной цели проекта — экономии ресурсов и повышения урожайности», — описала проект учитель химии и биологии Елена Лапонькина. Она также отметила, что благодаря этому и другим международным проектам «никовцы обмениваются идеями с ровесниками из разных стран, учатся понимать современные вызовы в экологии, устойчивом развитии и технологическом прогрессе, что повышает их уверенность в собственных силах и формирует глобальное мышление».

Дополнительное образование и мероприятия

О дополнительном образовании в «НИКЕ» рассказала заместитель директора по воспитательной работе Ирина Маратканова: «Ключевым направлением в наших кружках мы видим развитие гибких навыков — умение креативно мыслить, работать в команде, — но также мы учим детей работать с базами данных, таблицами, обучаем их основам кибербезопасности, цифровой анимации и робототехники». Сегодня в «НИКЕ» реализуются более 100 кружков и секций, и все они так или иначе становятся отправной точкой в будущей карьере учащихся. «Приведу пример: Ксюша — потрясающая девушка, активистка, отличница — в 9 классе записалась на кружок “Основы режиссуры кино и телевидения”. Сейчас Ксения — успешная студентка второго курса режиссерского факультета ВГИКа», — вспоминает Маратканова.

В «НИКЕ», помимо регулярных программ дополнительного образования, существуют и ежегодные события, которые также имеют образовательно-воспитательную функцию. Особое место среди них занимают Международные Тургеневские чтения. На сегодняшний день в них участвуют 17 стран, и каждый год мероприятие объединяет более 1300 человек. Участники Тургеневских чтений готовят исследовательские проекты, снимают буктрейлеры (художественные видеопрезентации литературных произведений), создают своими руками арт-объекты, рисуют обложки книг, оформляют афиши, поют романсы XIX века, соревнуются в чтении литературных произведений Тургенева и его современников. Учитель русского языка и литературы Максим Осмоловский отметил: «Обычный конкурс, созданный нашей школой, со временем перерос в масштабное литературное событие, в членах жюри которого — ведущие эксперты, лучшие филологи и искусствоведы. Поработать с такими наставниками и даже получить их замечания — дорогого стоит».

Другие ежегодные события в «НИКЕ» — Средневековый фестиваль «Перекресток эпох», гости которого могут принять участие в рыцарском поединке, освоить стрельбу из лука, ремесло гончара, мастера кожевенного дела, специалиста по написанию рун или старинной вязи, и Благотворительная ярмарка, где дети и их семьи примеряют роль бизнесменов, стремясь заработать как можно больше денег на помощь нуждающимся. Осмоловский подчеркнул: «Внеурочные школьные события — мощный инструмент развития личности, а участие в таких мероприятиях — это инвестиция в будущее ребенка».

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон