6 мая 2021
Пользователи могут уйти на зарубежные просветительские сервисы из-за нового закона, заявили в IT-отрасли Российская Федерация
Образование в СМИ
Кроме РАЭК к инициативе присоединились такие компании, как «Нетология», MAXIMUM Education, Skyeng, «Фоксфорд», «Инфоурок», «Алгоритмика». Открытое письмо они направили заместителю председателя правительства России Дмитрию Чернышенко.
Как считают авторы обращения, новые правила для просветительской деятельности могут привести к избыточной бюрократии, которая серьезно ударит по отечественным EdTech-компаниям.
«Все участники кластера дают высокую оценку действиям правительства в области разработки мер поддержки ИТ-отрасли, а также налаживанию диалога с высокотехнологичной индустрией. Однако EdTech-компании ставят под сомнение эффективность принятых поправок к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет в данном нормативно-правовом акте понятие просветительской деятельности», — цитирует издание текст документа.
По оценке авторов письма, понятие просветительской деятельности сформулировано слишком широко и сейчас, по сути, охватывает любой обмен информацией, не урегулированный образовательными программами. В итоге это может привести к издержкам, а следовательно, повышению цен на услуги для пользователей.
Прежде всего, участников рынка беспокоит то, что «любые информационные активности за рамками утвержденных образовательных программ оказываются в категории «просветительской деятельности», которая будет регулироваться правительством.
Как отмечается, кроме просветительской деятельности крупнейшие EdTech-компании реализуют важные и полезные просветительские программы. Также в секторе очень много организаций, ведущих исключительно просветительскую деятельность, которая востребована потребителями самых разных возрастов.
«Избыточный контроль над этими организациями приведет к дефициту ресурсов и услуг по развитию человеческого капитала и культурному воспитанию подрастающих поколений. Мы видим риск оттока пользователей на зарубежные просветительские сервисы», — указывается в обращении.
Также, по мнению участников рынка, для проверки информационных материалов, которые будут относиться к «просветительской деятельности», может потребоваться очень много времени. По некоторым подсчетам, только на проверку всех единиц образовательного контента от «Фоксфорда» или «Нетологии» уйдет около 30 тысяч часов.
Авторы письма предложили внести ограничения по критерию сферы деятельности и создать перечень тех областей знаний, контроль за которыми необходим для достижения целей законопроекта и отвечает интересам государственного регулирования. Также EdTech-компании попросили подключить участников рынка к обсуждению новых норм.
В середине марта Госдума приняла законопроект, который закрепил в законе «Об образовании в РФ» понятие «просветительская деятельность», в конце марта его утвердил Совет Федерации, а затем подписал президент России Владимир Путин. Во второй половине апреля власти опубликовали проект постановления, устанавливающий порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в образовательных организациях, который разрабатывало Минпросвещения.
Российское научное и экспертное сообщество выступает против одобрения документа в существующем виде. В частности, по оценке руководства Российской академии наук (РАН), он будет серьезно препятствовать просветительской деятельности и содержит множество неясных формулировок.
В конце апреля статс-секретарь — заместитель министра просвещения РФ Андрей Корнеев заявил, что ведомство готово внести правки в некоторые положения проекта постановления, чтобы избежать недопонимания. По словам Корнеева, он сам ознакомился с комментариям экспертов к концепции постановления и признал, что ряд вопросов нуждаются в доработке.