29 сентября 2020
Российских учителей поделили на школьников Российская Федерация
Федеральные новости
Российские школы испытывают нарастающий дефицит педагогических кадров, выяснили в Институте образования НИУ ВШЭ. Чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков. Однако, указывают специалисты, руководители учебных заведений поручают вести эти предметы другим преподавателям, поэтому ставки формально закрыты. Такое положение, отмечают в ВШЭ, может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации.
Дефицит педагогов стабильно растет: если в 2013 году в среднем на одного учителя приходилось 15,7 человека, то в 2019-м — 18,4. Эти данные приведены в исследовании специалистов Института образования НИУ ВШЭ, которые проанализировали федеральную статистику. Они отмечают, что при этом наполняемость классов остается стабильной. За последние три года доля вакантных должностей в общем числе ставок по штату в среднем по России заметно выросла и в городской, и в сельской местности.
На дефицит кадров указывают и ответы самих преподавателей — в одной школе может не хватать до десяти педагогов, согласно опросу ОНФ. Чаще всего российские школы испытывают трудности с учителями математики (34%), иностранных (32%) и русского (25%) языков, начальных классов (24%), физики (18%).
«Поскольку математика и русский язык являются обязательными для сдачи экзаменами, этот дефицит может сказаться на результатах итоговой государственной аттестации»,— отмечают авторы в исследовании.
Результаты опроса подтверждаются и данными федеральной статистики: самая высокая доля вакансий у учителей иностранных языков, музыки и пения, физики, информатики и химии.
Однако данные Росстата и Минпросвещения полностью оценить дефицит педагогов в стране не позволяют, указывает одна из авторов исследования Татьяна Мерцалова: «В школах есть штатное расписание и набор ставок, но очень часто за счет внутреннего совместительства один и тот же специалист ведет физику, математику и астрономию. Я знаю пример, когда математику в седьмых-девятых классов ведет учитель труда. Формально штатные единицы закрыты, а по факту кадровый дефицит есть».
По словам госпожи Мерцаловой, часто уходят именно молодые преподаватели, поэтому омоложения преподавательского состава не происходит. Наряду с этим кадровый дефицит вызван в том числе и общим старением педагогических кадров — в 2019 году доля педагогов в возрасте 60 лет и старше оценивалась в 12,9%, а руководящих работников — 12,3%. При этом в городских школах учителей пенсионного возраста больше, чем в сельских: 13,1% и 12,6% соответственно. Вместе с этим в городах больше молодых учителей: 24,1% против 20,7% в сельской местности.
Больше всего педагогов пенсионного и предпенсионного возраста:
- Смоленской области (36,3%),
- Приморском крае (35,4%),
- Калмыкии (35%),
- Псковской области (34,7%),
- Тульской области (32,9%).
Молодых же учителей больше в:
- Чечне (30,7%),
- Ингушетии (21,7%),
- Тыве (20,8%),
- Сахалинской области (17,9%),
- Республике Алтай (17,3%).
В Вышке заявляют, что доля молодых педагогов выше в регионах с более высокой безработицей среди молодежи.
Помимо общей проблемы с дефицитом педагогов в российских школах все еще не хватает специалистов для работы со школьниками из неблагополучных семей, с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Например, на одного тьютора приходится более 3,7 тыс. обучающихся, а в 25 регионах, среди которых Чукотский и Ненецкий автономные округа, Магаданская и Кемеровская области, их меньше десяти человек на все школы.
Также не хватает учителей-дефектологов. В среднем по России на одного специалиста приходится более 3 тыс. школьников. Школы вынуждены компенсировать отсутствие этих специалистов приглашенными совместителями, качество работы которых не всегда высокое, указывают в ВШЭ. По словам авторов исследования, проблема обеспечения кадрами детей с ОВЗ и инвалидностью требует срочного решения.
Для решения проблемы дефицита педагогических кадров необходимо проводить больше исследований, потому что сейчас их недостаточно, считает Татьяна Мерцалова.
Среди возможных стимулов для привлечения новых кадров в школы она называет изменение статуса преподавателя. «Если бы было престижно и модно быть учителем, получилось бы привлечь больше молодежи,— говорит эксперт.— Сами старшеклассники, когда слышат, что кто-то с хорошими оценками решил поступать в пединститут, начинают смотреть искоса и отговаривать. Уже на уровне школьников есть формальная установка, что в педагогический идут неудачники и те, кто не может найти более достойную профессию». В случае же с педагогами-специалистами проблему необходимо решать на федеральном уровне, считает госпожа Мерцалова: «У нас нет сейчас документов, которые бы регламентировали сколько, например, психологов, нужно на 100 школьников».
«Еще в 2010 году в правительстве говорили, что в Европе и Китае приходится много детей на одного учителя, а у нас мало, помню, были даже ''дорожные карты'', что надо довести количество детей на одного учителя до 17 человек,— говорит сопредседатель профсоюза ''Учитель'' Всеволод Луховицкий.— Что хотели, то и получили».
Вместе с этим, по мнению господина Луховицкого, чиновники не заботятся о том, чтобы в школу приходили новые кадры.
«Директор вынужден не брать на работу нового человека, потому что таким образом средняя зарплата в его школе уменьшится, он получит выговор, что не выполняет президентский указ,— говорит господин Луховицкий.— Если бы власть заботилась об этой проблеме, то меняла бы систему финансирования школы и оплаты труда. А сейчас учитель не знает, сколько будет зарабатывать каждый год,— его зарплата меняется несколько раз в году в зависимости от стимулирующих начисленных баллов».
Анна Васильева