Рейтинг@Mail.ru

29 мая 2020

СПЧ решил защитить педагогов от дистанционки: несут финансовые убытки Российская Федерация

Федеральные новости

В условиях пандемии многие российские школы и вузы бросили своих педагогов один на один с проблемами вынужденного перехода на дистанционку. Вначале на школьных учителей и вузовских преподавателей переложили все организационные и методологические тяготы. Затем все финансовые расходы. Теперь заставляют «добровольно» отказываться от отпусков. Чтобы защитить педагогов, отмечается в Рекомендациях правительству, появившихся на сайте президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, в дело должно вмешаться государство. О ежедневных подвигах врачей знают все. Однако обращения, поступившие на «горячую линию» по мерам поддержки бюджетников в связи с коронавирусом, подтверждают: работа российских педагогов также сродни обычаю затыкать амбразуры телами.

Российские школы и вузы, как отмечается в рекомендациях СПЧ, оказались совершенно не готовыми к переводу работников на дистанционный режим. Необходимого количества «железа» (ноутбуки, веб-камеры, наушники, графические планшеты, сканеры и т. п.) там нет. Программного обеспечения тоже. Качественных платформ для проведения занятий с большим числом слушателей (или денежную компенсацию за их использование) работникам также не предоставили. А так как те программы, что имелись в бесплатной версии, обычно устанавливают ограничения по времени проведения занятия или количеству одновременных участников, уроки стали бесконечно «виснуть». И дистанционка стала кошмаром – и для учителей, и для учеников.

Педагогам самим пришлось оборудовать рабочие места на дому, докупая нужнее девайсы, а затем оплачивая выросшие счета за интернет и электроэнергию. Самим бороться с атаковавшими их занятия интернет-троллями. Самим находить новые подходы к преподаванию в режиме онлайн, в результате чего, по оценке СПЧ, их нагрузка на дистанционном обучении выросла на 25-75%! И думаете, хоть за что-то им в результате доплатили? Как бы не так! «В настоящий момент все эти расходы в подавляющем большинстве образовательных учреждений лежат в полном объеме на работниках», - констатируется в рекомендациях. И это при том, что ст. 312.3 Трудового кодекса такие компенсации прямо предусматривает.

В такой ситуации, подчеркивается в рекомендациях, правительство должно выделить школам и вузам средства, необходимые для обеспечения реального перехода на дистанционное обучение, и часть этих средств нужно направить на компенсацию педагогам в размере от 500 до 5000 руб. за дополнительные учебные нагрузки и затраты на использование в учебном процессе собственных ресурсов, будь то оборудование, интернет-трафики или электроэнергия.

Другой важный вывод — о недопустимости попыток, уже, кстати, предпринятых на местах, сокращать статьи бюджетных расходов на образование: «В условиях многократно увеличившейся нагрузки, а также необходимости компенсировать работникам дополнительные расходы, такая ситуация не является допустимой», - подчеркивается в рекомендациях. При этом запретить органам власти всех уровней сокращать статьи расходов на образование предлагается до конца 2020 года.

Руководству вузов предлагается прекратить «реорганизации» и «оптимизацию», а, говоря проще, сокращение штатов, начавшееся в последнее время. Отложить надо и все конкурсы на замещении должностей, продлив на время самоизоляции имеющиеся контракты. А руководству школ — не ломать в одностороннем порядке графиков отпусков учителей из-за проведения ЕГЭ, и привлекать к этой работе «только добровольцев и только лиц моложе 55 лет и не имеющих хронические заболеваний. Компенсация за работу на ГИА должна быть не менее 600 руб. в час.

  • Рекомендации были выработаны прежде всего на основе тех проблем, с которыми сталкиваются работники образования,- подытожил глава Конфедерации труда России, член президентского Совета по правам человека Борис Кравченко. - Вопросы об этом приходят на горячую линию СПЧ и требуют оперативного вмешательства со стороны органов исполнительной власти. Ситуация с коронавирусом выявила множество проблем в организации труда в бюджетном секторе. Мы надеемся, что государственные органы обратят внимание на описанные проблемы работников и предпримут действия, которые помогут их существенно исправить.

  • Мы считаем что пандемия нанесла высшей школе очень серьезный урон,- заявил «МК» преподаватель Физтеха, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов.- Преподаватели вынужденны обеспечивать учебный процесс в абсолютно новом для себя формате своими силами. Так что предлагаемые меры являются абсолютно необходимыми, чтобы хотя бы начать стабилизацию ситуации. Очевидно, что преподавателям сейчас просто не до конкурса, а уж сокращать сейчас преподавателей - это фактически обрекать их на голодную смерть. Очевидно, что затраты на учебный процесс привели к существенному росту расходов: лично я заплатил за интернет в этом месяце раза в два больше, чем обычно, думаю что в провинции у преподавателей, которые вообще мало пользовались интернетом из дома, предпочитая пользоваться доступом с работы, расходы еще больше. При этом удаленная нагрузка еще и травматична для преподавателя! Хоть занятие и ведется из дома в любимых тапочках, но отсутствие разумной обратной связи со студентами, плюс новый непонятный формат – все это чрезвычайно затрудняет работу! Лично я от дистанционных занятий устаю гораздо сильнее, чем от классических. Поэтому во время пандемии необходимы меры социальной поддержки – конкретные деньги на руки. Без этого учебный процесс будет деградировать еще больше, ибо преподаватели будут вынуждены искать внешние источники заработка.

Финансирование

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон