Рейтинг@Mail.ru

4 апреля 2019

День учителей истории, обществознания, МХК и ИЗО Российская Федерация

Педагогический марафон 2019

История: в поиске железного факта в тисках норматива

Доцент МГОУ, кандидат исторических наук Ян Валерьевич Соловьев провел мастер-класс по решению заданий ЕГЭ по истории под номером 24. Самое сложное задание, но, по мнению эксперта, лучшее во всем экзамене: ведь именно оно показывает, как человек умеет думать. И потом, это немало баллов! Задание на аргументацию: получаем тезис, приводим два аргумента за и два против изложенной точки зрения. Даже хорошо подготовленные выпускники выполняют это задание плоховато: из тех, кто получают от 61 до 80 баллов, с ним справляются всего 25%. Из стобалльников – 69%. Историческое сочинение пишут на порядок лучше. Такой скромный результат получается отчасти из-за слабости первичных тезисов:

– Возьмем такую точку зрения: «Деятельность Лорис-Меликова носила либеральный характер». Скажите, может ли даже очень подкованный выпускник привести действительно факты? – вопрошал Соловьев.

Учителя принялись было приводить аргументы, но быстро поняли, что они тоже достаточно слабы, проверку не пройдут. Вроде все знаем, а подобрать железный аргумент и выстроить такую же железную логику не удается. Нужно требовать от учеников четкости мысли: связывайте факты с аргументацией, объясняйте события без потери звеньев в логической цепи. Но где тот уровень аргументации, которого достаточно? И как подгонять ответ под установленные нормы? В какой-то момент эксперт дал волю эмоциям:

– Чертова конкретизация деятельности! Ну как тут укажешь в качестве доказательства конкретное действие исторической личности, да еще чтобы оно не было процессом? Ведь «взял Исмаил» не сам Суворов, а русские войска: еще и ошибку засчитают. «Разработал план Сталинградской битвы» – не годится, это процесс. Условия и критерии оценки ЕГЭ по истории – совершенно репрессионные для наших учеников, – заключил Соловьев.

– Знаем, сами говорим, да кто же нас слушает? – вторит зал.

Свое видение эффективной подготовки к ЕГЭ предложил молодой и очень «прокачанный» преподаватель истории лицея НИУ ВШЭ, автор учебных пособий Роман Викторович Пазин. По его мнению, все дело в системном подходе: например, работа с исторической картой. Пусть это будет обычная, привычная форма работы. Пусть карта присутствует на каждом уроке истории, если даже вы не работаете с ней напрямую. Пусть каждый объект, который вы упоминаете в ходе урока, моментально «локализуется» на карте. Ученикам нужно давать разные задачи: и чтение карты, и распознавание события, и поиск всех объектов, имеющих отношение к событию или процессу.

Педагог отметил, что за последние годы выпускники стали лучше выполнять задания ЕГЭ, связанные с картой. Значит, системный подход работает.

Обществознание: повод научиться вникать в жизнь

О достижении предметных и метапредметных результатов на уроках обществознания беседовала с собравшимися Ольга Александровна Чернышева, руководитель авторского коллектива по обществознанию издательства «Легион. Если не обращать внимания на метапредметные результаты, не получишь и предметных: обществознание – весьма точная дисциплина, со множеством сфер и понятий. Всего не зазубришь, значит, нужно мыслить. Вчитываться, вдумываться, выявлять значимые определяющие единицы каждого понятия: что составляет суть того или иного политического режима? В чем основной смысл явления? Что определяет основной смысл социального института? Здесь и нужны «креативные» задания: составление схем, заполнение таблиц. Последние особенно хорошо работают, так как учащиеся запоминают не только значения, но и ключевые параметры. Например, сравнивая по таблице разные формы государственного правления, мы понимаем, что обратить внимание нужно на три фактора: кто осуществляет верховную власть, как она передается и чем ограничивается.

Интересно то, что ФГОС-подход не требует модных девайсов, таких как интерактивная доска: те же схемы дети любят заполнять не на мониторе, а руками, используя фетровые или картонные таблички.

Но правильный подход – это больше, чем выбор материала или формы работы. Это возможность использовать все формы, все возможности и способы воспринимать информацию. Ведущий специалист кафедры истории и обществознания НЦИО Екатерина Николаевна Калачева напутствовала: чтобы успешно подготовить семиклассников к ВПР по обществознанию, нужно всякий раз подходить к материалу с разных сторон. Рассматривать кейсы из реальной жизни, связывать в общую идею ряд понятий, объяснять своими словами, что такое свобода совести или светское государство. Именно такие вопросы ждут детей на ВПР. Все получится только если на уроках практиковать самые разные логические упражнения на материале курса обществознания.

Искусство и МХК: не забыть, что такое человек

Методист издательства «Просвещение» Наталья Вячеславовна Максимова предложила учителям устроить квест на уроке ИЗО: с помощью УМК Шпикаловой это не представляет большого труда. Так увлекательно: разработать маршрут, раздать всем задачи, отпустить на поиски ответов в Интернет, потом собрать ответы и с радостью раздавать призы победителям. Но и сам по себе УМК достаточно увлекателен: позволяет проникнуть в суть вещей, пропустить через себя разные способы выражения образов. Вот простой букет цветов; вот он на декоративном подносе, а вот в исполнении Матисса или классического фламандского художника. А вот узор на ткани, вышивка – и все это идеи и чувства людей. Чтобы самим изобразить букет цветов в конкретной стилистике, «раскладываем» цветок до элемента и изучаем как пропись. Повтори, потом сделай вариацию, затем начни импровизировать!

Ее коллега, Лариса Александровна Неменская, предложила посмотреть на курс изобразительного искусства как возможность развить композиционные навыки: ведь именно они позволят ученикам преобразовывать мир вокруг себя, приводить его к гармонии, слушать, как те или иные формы «отзываются» человеку, влияют на его состояние и настроение.

А Елена Кочерова, заведующая редакцией изобразительного искусства издательства «Просвещение», говорила с педагогами об искусстве как инструменте познания мира и себя.

Всего за час учителя совершили фантастическое путешествие во времени и пространстве, а точнее – в недра собственного восприятия. Рассматривали пирамиды майя и рассуждали: как мы понимаем, что это ритуальное сооружение? Почему так важно очистить сознание и посмотреть свежим взглядом на эти гигантские памятники мировых культур? Любовались узорами и думали: что стоит за ромбами и точками? Земля и зерна? Пространство и время? Мир наш и мир иной, где все сворачивается, как в зернышке, чтобы родиться вновь? Интересовались, как плавание египетских богов по Нилу небесному и подземному связано со Стоунхэнджем и календарем ацтеков? Театром и амфитеатром античных греков? Детям здесь проще: они моментально выхватывают форму – круг. Срабатывает ассоциация – цикл. Что дальше? Плывем все вперед и вперед на волнах интеллектуальной импровизации – инициация и переход из детства во взрослость, переход из рождения в смерть и, возможно, обратно.

Вопросы, которые волновали людей тысячи лет назад, волнуют и по сей день – поэтому тем, кто умеет любоваться, всегда есть о чем поговорить и подумать. А ведь это и есть настоящее образование!

Александра Чканикова

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон