Рейтинг@Mail.ru

12 декабря 2016

Электронные учебники: плюсы и минусы Российская Федерация

Образование в СМИ

Электронные формы учебниковпривлекают детей своей возможностью интерактивного использования и удобством, а учителям предоставляют более широкие возможности для организации урока.

Однако педагоги по ряду причин не спешат активно вводить их в свою работу, и вопрос, смогут ли в результате электронные учебники заменить или хотя бы просто дополнить бумажные книги, остается открытым.

Для воспроизведения учебников разных издательств необходимы разные платформы. К наиболее распространенным относятся «Учебник цифрового века» и «LECTA».

Руководство школы может выбрать, по каким учебникам будут заниматься ученики, и установить соответствующее приложение. Поскольку электронный формат полностью повторяет печатные издания, его можно успешно сочетать с традиционным бумажным вариантом или же при желании и вовсе использовать только его.

Первый, самый очевидный плюс такой замены, оказался очевиден прежде всего родителям: портфели детей становятся в разы легче, при этом все необходимые книги всегда под рукой. Однако и минус этого тоже не остался без их внимания: для поддержания такого формата обучения необходимо обеспечить ребенка планшетом или ноутбуком (а то и тем, и другим), причем желательно качественными: с хорошим разрешением и которые могли бы стабильно работать. А с учетом того, насколько «бережно» дети относятся к вещам, еще и, возможно, постоянно приобретать новые.

Тем не менее, финансовые затраты вполне могут быть оправданы, если понять, что же именно меняют электронные учебники в самом процессе обучения - а об этом не всегда известно и самим учителям.

Подробно о возможностях, которые открываются для преподавателей, рассказывает Н.Кудимова на вебинаре «Электронная форма учебника: эффективные приемы работы на уроке» в Издательском доме «Первое сентября».

Несмотря на то, что достоинств у электронных учебников немало, одним из основных моментов, тормозящих процесс их введения, может оказаться недостаточная мотивация учителей. Ситуация довольно понятна: если педагог и без этих новинок получает хорошие результаты и с большим удовольствием работает с привычными традиционными методиками- то зачем что-то менять?

К тому же многие педагоги не настолько хорошо знакомы с современными техническими средствами, да и в целом для того, чтобы обращаться к чему-то новому в своей практике, нужен определенный энтузиазм и готовность постоянно развиваться. К этому готовы далеко не все преподаватели, и их сложно в этом упрекнуть с учетом высокой загруженности и ответственности.

Тогда, возможно, мотивация могла бы идти от самих учеников? Ведь дети зачастую гораздо лучше взрослых разбираются с новыми электронными форматами, открывают их возможности. Более того - им это доставляет настоящее удовольствие! Как отметила Л.Бугрова, к.ф.н., учитель русского языка и литературы, разработчик программ повышения квалификации, в ходе вебинара «Возможности электронных форм учебников для организации творческой деятельности на уроках литературы», преимуществом являются именно большие ресурсы для мотивации: интерактивность, визуализация, наглядность. Такие учебники отвечают потребностям времени и предоставляют условия для творческого самовыражения (а ребенок изначально готов к творчеству), и учиться с такими учебниками можно увлекательно и интересно.

Поскольку учебники можно вводить в комфортном режиме - постепенно, сочетая с традиционными форматами, учителя вполне могут увидеть разницу между работой с бумажными и электронными носителями - и сделать для себя соответствующие выводы. Например, они, скорее всего, оценят по достоинству функцию создания закладок, которую можно использовать для формирования новых навыков у учащихся: смыслового чтения и логического мышления (фиксируя гипотезы, проблемные ситуации, отмечая важные для понимания текста моменты). Известно, что нередко у детей проблемно происходит пересказ текста - и в этом им поможет возможность выделения ключевых слов в тексте. Аргументируя свою точку зрения, они смогут быстро обратиться к найденным доказательствам или же задать вопрос учителю, отметив непонятное место в тексте.

Опыт введения электронных учебников в школах показывает, что как бы слабо ни были учителя знакомы с техникой, они довольно быстро начинают ориентироваться в новых условиях. Кстати, и самих детей вполне можно использовать в качестве «группы технической поддержки» учителя, что не только позволит им почувствовать свою значимость и определенную степень ответственности за проведение урока, но и наладит дополнительный доверительный контакт между классом и педагогом. Разумеется, этот метод не будет востребован, когда педагог привык к директивным методам обучения.

В помощь при составлении уроков также предоставляются дополнительные сетевые сервисы. Они могут задействоваться, если есть желание ввести дополнительные материалы, например отчетные и проверочные работы. В настоящее время существуют различные электронные ресурсы, где можно подобрать материалы разных уровней сложности: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Федеральный центр информационных образовательных услуг, а также ресурсы, представленные на сайтах сетевых сообществ и профильных издательств и разработанные самими педагогами на основе облачных сервисов в Интернете. Они могут быть доступны как по прямой ссылке в онлайн-режиме, так и в виде отдельного приложения, которое можно скачать на компьютер или планшет.

Подробно об использовании таких дополнительных возможностей рассказывается на вебинаре Н.Кудимовой «Электронные образовательные ресурсы и сетевые сервисы при использовании электронной формы учебника».

Специалистами отмечаются и более глобальные результаты применения такой формы обучения. Например, именно она, по их мнению, позволит ответить на частый вопрос школьника об учебе в школе: «А зачем мне это нужно?». Можно, конечно, как и раньше, ограничиваться доводом о том, что взрослому человеку нужна система знаний (не очень убедительным, надо сказать, для детей). Однако, как отмечает С.Сладков, к.п.н., гораздо лучше заинтересовать обучающегося, создать мотивацию и помочь ему найти личностный смысл в обучении. О том, каким образом происходит этот процесс, он рассказывает на вебинаре «Личностный смысл учения и рефлексия: специально организованная деятельность при работе с электронными формами учебников (ЭФУ)».

График вебинаров можно посмотреть на сайте: вебинары.1сентября.рф

Надежда Двоскина

Электронные учебники

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон