13 апреля 2007
13 апреля — День классного руководителя. Закрытие Марафона.
Педагогический марафон 2007
В Малом зале Александра Ершова, руководитель театрально-педагогических мастерских, начала свою театрализованную лекцию «Cекреты учительского поведения» с того, что продемонстрировала, как учитель разговаривает с детьми, с какой интонацией. Ведь взрослый часто просто не замечает, что давит на ребенка: своим авторитетом, возрастом и, наконец, просто голосом. Теснясь в переполненном зале, учителя внимательно слушали, делая пометки в блокнотах.
А в Паркетном зале в это время царила совсем другая атмосфера: на лекции «Как провести совместное собрание родителей и учеников» Ольга Травина, учитель математики из поселка Оболенск Московской области, показывала свой опыт такой работы. Учителя вместе со школьниками, разбившись на группы, обсуждали самые, на их взгляд, важные вопросы. Потом вставали, пересаживались за соседние столы, меняли партнеров. Вячеслав Букатов, профессор МПСИ, доктор педагогических наук, по чьей методике и работает Ольга Травина, при малейшем затруднении спешил на помощь. «Родители моих учеников просто в восторге от такой работы, ¬- улыбалась Травина. - Они начинают общаться друг с другом и детьми, учатся лучше их понимать».
Следующие два часа Паркетный зал был отдан во власть Алены Бродяниной и Владислава Костюка, участников театрально-педагогических мастерских А.П. Ершовой. Тема - «Школьный спектакль-импровизация. Подготовка и проведение». Можно ли шестьдесят человек за два часа превратить в полноценный театральный коллектив да так, чтобы они сыграли импровизированный спектакль прямо в зале?
Оказывается, можно. Учителя - люди способные, не только сами сыграли, но к концу второго часа уже были готовы проводить подобные спектакли и на своих уроках.
Совсем другая, спокойная и неторопливая лекция проходила в Голубой гостиной. Катерина Поливанова, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, представляла свой учебник «Проектная деятельность школьников», выпущенный издательством «Просвещение». По мнению Поливановой, вся проектная деятельность в школе должна быть направлена не на достижение учебного результата, а на раскрытие личности самого ребенка. В учебном проекте важнее не тот результат, который школьники получают в итоге работы, а то, чему они сумели научиться и что смогли понять о самих себе.
И если ребенку в начальной школе нужно получить навыки проектной деятельности, и познакомиться с инструментарием, то подростку гораздо важнее понять: каков он в этом проекте, что он может, а чего не может. А старшеклассники уже сами стремятся определиться с выбором будущей профессии и пробуют себя в разных видах деятельности. Обращаем внимание: учебник «Проектная деятельность школьников» выйдет летом.
О выборе профессии говорили на психологическом практикуме «Выбор профессии» - профориентационные игровые технологии», который провелиНиколай Пряжников, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ и Елена Пряжникова, заведующая сектором профконсультирования МГППУ. Профессора подошли к этому вопросу практически - показали учителям две методики, которые можно использовать при определении склонностей и желаний ребенка. Довольно подробные и простые графические тесты действительно могут подтолкнуть ученика к анализу своих способностей, окружения и возможностей семьи дать ему то или иное образование. По мнению Пряжниковых, такие методики надо использовать не в выпускных классах, а гораздо раньше, начиная с 8-го.
Издательство «Академия» выпустило два учебника Николая и Елены Пряжниковых с более чем сорока методиками: «Психология труда и человеческого достоинства» и «Профориентация»
…Шестой педагогический марафон подошел к концу. Мы надеемся, что участникам были интересны темы лекций, вопросы и проблемы, обсуждавшиеся в залах Дома Учителя. До встречи в новом году, на следующем марафоне!
Алексей Олейников