Рейтинг@Mail.ru

21 июня 2021

Исследование показало, что только у 51% российских школ есть Wi-Fi Российская Федерация

Федеральные новости

В рамках исследования эксперты посетили все регионы страны и оценили техническое оснащение, методическую подготовку педагогов и организацию управления школой. О некоторых результатах проекта и первых выводах участники рассказали на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".

"Сегодня большой задачей и проблемой для школ стоит создание методологической основы для построения цифровой среды в школе. Многие директора сталкиваются с проблемой того, что у них нет направляющих, которые помогли им определить базовые или главные вещи, которые им нужны в этом процессе", – прокомментировала президент Социально ориентированной некоммерческой организации Союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" (Обрсоюз) Наталья Булаева.

Гораздо лучше, по словам Булаевой, в школах организованы процессы цифровой безопасности. Исследование также показало, что практически ни для кого не является проблемой использование электронных дневников, журналов и расписаний – для большинства школ – это норма. По этим пунктам показатели 2021 года по сравнению с 2020 выросли с 89,5% до 93,5% (журналы и дневники) и с 89,5% до 95,9% (расписание).

Также, по данным исследования, более чем на 20 процентов выросло количество школ, внедривших компьютерные системы обучения (Яндекс-класс, Google Classroom, Moodle) – с 52,6% до 74,7%. Но наряду с этим остаются проблемы с интернетом: низкая скорость Wi-Fi (с 29 Мб/с она выросла до 61 Мб/с) и наличие доступа к Wi-Fi только у администрации и учителей. В целом беспроводной интернет, по данным мониторинга Обрсоюза, подключили 51% школ. Показатель 2020 года – 35%.

"Технологическая база для цифровой трансформации, для того, чтобы можно было менять учебную работу при помощи цифровых технологий, развивается крайне неравномерно. И это является одним из условий для того, чтобы переходить к новым формам обучения. Чтобы прийти к балансу требуются точечные технологические решения", – подчеркнула научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования Национального исследовательского института "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Ирина Дворецкая.

Спикер пояснила, что под точечными решениями эксперты имеют в виду разные подходы к созданию цифровой среды в сельской школе и в большом школьном комплексе. По словам участников проекта, посетивших школы в разных регионах, степень интеграции цифровых технологий в городских и сельских школах отличается.

"Существует разница и, к сожалению, она не в пользу сельских школ. Конечно же, городские школы оснащены лучше", – рассказала эксперт Союза профессионалов в сфере образовательных технологий Татьяна Зарайская.

Зарайская также обратила внимание, что сегодня школы практически не могут зарабатывать самостоятельно: из возможных вариантов только платные услуги, не работающие в режиме дистанционного обучения, и гранты, получить которые можно только при отсутствии налоговых задолженностей. Таким образом, не все школы могут подать заявку на получение гранта и, например, обновить оборудование. В одном из регионов, как отмечают участники, его не меняли с 1995 года.

"Сначала мы говорили о компьютеризации, когда насыщали школы "железом", компьютерами, и было не особо важно какими. Главное, чтобы они в принципе появились", – рассказала эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.

По словам экспертов, учителя и директора школ до сих пор вспоминают первую поставку оборудования в школы. Для некоторых с тех пор она осталась единственной. Смена оборудования происходит выборочно и все-таки не в полном объеме. В рамках мониторинга компании "Верконт Сервис", специалисты опросили учителей и родителей на тему готовности школ к реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

"Среди учителей 38% респондентов считают, что школы не готовы. У родителей этот процент еще больше – практически 52 процента", – рассказал эксперт "Верконт Сервис" Алексей Ганеев.

Специалисты отмечают, что модель образования сегодня меняется в большинстве стран мира.

"Многие процессы и проблемы, о которых мы говорим сегодня, характерны и для других стран. И в других странах есть беспокойство учителей, родителей и учеников по поводу качества образования в условиях цифровой среды. И в других странах ведутся разговоры о том, что нужна цифровая дидактика и педагогика", – заявил ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек.

Заир-Бек подчеркнул, что многие опасения, которые высказывают родители, и то, что озвучивают эксперты (в том числе неподготовленность школ к цифровому будущему), как раз-таки связаны с отсутствием цифровой дидактики. Многим педагогам не хватает компетенций и мотивации, чтобы серьезно меняться.

Источник: РИА Новости
Оснащение школ

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон