27 мая 2021
Голоса во главе: специалисты обсудили проблему голосовой нагрузки среди педагогов Российская Федерация
Образование в СМИ
Частота случаев патологии гортани за последние два десятилетия существенно возросла. Это объясняется различными причинами – плохой экологической обстановкой, голосовыми нагрузками, несоблюдением гигиены голоса и даже отсутствием навыков голосовой культуры.
Сведения о распространенности голосовых нарушений и в нашей стране, и по данным зарубежных исследований, весьма противоречивы – процент патологий голоса колеблется от 1,5 до 51%, а среди людей, обладающих голосоречевыми профессиями, нарушениями голоса страдают до 90%. Так, согласно результатам исследования (опроса педагогов) НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава РФ) в 2021 г., 79% педагогов сталкивались с нарушения голоса (дисфония), а 28% - полностью теряли голос (афония).
Специалисты уверены: для профилактики и лечения приобретенных нарушений голосового аппарата необходим комплекс мер междисциплинарного характера, включающий мероприятия по предупреждению развития нарушений голоса, санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию.
Этой актуальный теме и был посвящен состоявшийся в Москве Круглый стол «Приобретенные патологии голосового аппарата у преподавателей. Мероприятия по профилактике и лечению» под председательством Ольги Милушкиной, д.м.н., доцента, главного внештатного специалиста по гигиене детей и подростков Минздрава РФ, заведующей кафедрой гигиены педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И.Пирогова. В работе Круглого стола приняли участие ведущие российские специалисты в области фониатрии и оториноларингологии.
Голосовые помощники
Эксперты обсудили профилактику патологий голоса и меры по сохранению профессионального долголетия среди представителей голосоречевых профессий. По мнению специалистов, каждый, кто сегодня профессионально использует свой голос, должен обладать элементарными знаниями по его гигиене, режиму профессиональной работы и голосовой гимнастике. Таким образом удастся закалить голос и уберечь его от заболеваний.
Участники круглого стола оценили актуальность сохранения здоровья голоса, профилактики патологий голоса, а также рассмотрели меры сохранения профессионального долголетия в образовательной среде.
«Голос педагога—это одна из самых серьезных мер воздействия на публику. В отличие от профессиональных певцов, у педагогов сегодня нет практики постановки голоса, голосового дыхания, которые могли бы служить профилактической мерой при подготовке к голосовой работе – занятиям, лекциям. Качество голоса для них – одна из составляющих успешной работы, поэтому раннее выявление нарушений может предотвратить переход имеющегося расстройства в хроническую или рецидивирующую форму, а также позволит не допустить появления последующих проблем с использованием голоса в профессиональной деятельности», -- отметила Ольга Милушкина.
В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы наиболее часто встречающихся причин нарушений голосовой функции у лиц речевых профессий – педагогов. Были раскрыты актуальные теоретические и прикладные аспекты способов постановки голоса и приемов коррекционной работы над совершенствованием голосового аппарата.
Елена Радциг, д.м.н., профессор кафедры оториноларингологи педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И.Пирогова представила работу по оценке качества голоса. По данным исследования, нарушения голоса в России возникают часто (раз в месяц и более) у 17 из 250 человек, что составляет 6,8%. При этом основными причинами этих нарушений являются заболевания верхних дыхательных путей. Второй причиной приобретенных проблем с голосом являются крики и любительское пение, после чего следуют длительная голосовая нагрузка, а также волнение и стресс.
«Причины дисфонии (качественных нарушений голоса) могут быть различными, и только эндоскопический осмотр гортани позволит оценить состояние ее структур, особенности фонации, поставить диагноз и, при необходимости, назначить лечение. Представителям голосоречевых профессий не стоит пренебрегать устранением факторов, провоцирующих нарушение голоса, вопросами его гигиены и техниками улучшения для успешной и полноценной профессиональной деятельности. И чем быстрее мы сможем объяснить, как правильно пользоваться голосом, как его уберечь, актуализируем гигиенический и медикаментозный аспекты в этом процессе, тем быстрее нам удастся справиться с этой проблемой!» -- подчеркнула Елена Радциг.
Говоря о проблеме
По словам участников Круглого стола, большую долю голосовых расстройств среди педагогов сегодня составляют предотвратимые расстройства, обусловленные неправильным голосовым поведением. Исследования дают общее представление о частоте и структуре голосовых расстройств, однако реальная готовность населения обращаться к специалистам и лечить голосовые расстройства остается низкой. 62% педагогов никогда не обращались к врачу по проблеме с голосом и лишь 8% делают что-то для профилактики перед голосовой нагрузкой (Исследование (опрос педагогов) НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации) в 2021 г.).
«Голос должен соответствовать нескольким обязательным параметрам: быть приятным на слух, достаточно громким и соответствовать конституциональным особенностям человека. Любые отклонения будут расцениваться как патология. Поэтому так важна профилактика заболеваний голосового аппарата. Изменения голоса могут быть индикатором хронических заболеваний и даже гормональных изменений. При любой охриплости или других проблемах с голосом человек должен обязательно обратиться к врачу. Заболевания голоса снижают трудоспособность, а для некоторых категорий специалистов и вовсе являются фактором инвалидизации и смены профессии», – предупреждает вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов России Ольга Орлова, д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУ НМИЦО ФМБА России.
Проблема также отягощается несовершенством нормативной базы, регламентирующей работу представителей «говорящих» профессий. В последние годы осталось за кадром, что профессиональные нагрузки зачастую несут за собой медико-социальную неустроенность специалистов.
«В действующий сейчас Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29Н. "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников…», утверждающий перечень вредных и опасных рабочих факторов, наконец, включена нагрузка на голосовой аппарат. Всё кричит о том, что именно нозологические формы голосовых расстройств должны быть внесены в список профессиональных заболеваний. Мы хотели бы скооперироваться с профессиональными сообществами, чтобы общими усилиями помочь людям, для которых голос – профессиональный инструмент, социально адаптировать их при наличии патологий, затрудняющих возможность дальнейшей работы», -- озвучила Ирина Федина, д.м.н., профессор, заведующая отделением оториноларингологии ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф.Измерова».
Этим же приказом зарегламентировано, что суммарная нагрузка на голосовой аппарат более 20 часов в неделю требует осмотра оториноларингологом 1 раз в год. При этом сегодня, с учетом развития дистанционной коммуникации, почти для каждого эти 20 часов уже становятся нормой.
Действовать в связке
Поэтому крайне важно, чтобы население сегодня было осведомлено о том, какие проблемы могут возникнуть с голосом, и как действовать в этом случае. Во многом благодаря появлению в России проекта «Секреты голоса» удается масштабировать эти знания. Всероссийский образовательный социальный проект реализуется в нашей стране при поддержке французской компании «Буарон». Ежегодно более 10 тысяч человек по всей России приходят на встречу с фониатрами и ЛОР-врачами, чтобы повысить свои знания о здоровье голоса, а также провести осмотр голосовых складок всем желающим. Проект «Секреты Голоса» уже охватил более 60 тысяч человек голосоречевых профессий.
В ходе состоявшегося Круглого стола генеральный директор «Буарон» в России Ирина Никулина выступила за повышение общего уровня знаний населения в вопросах сохранения голоса: «Мы поддерживаем проекты и образовательные программы, которые позволяют сохранить здоровье во все его аспектах. И здоровье голоса также требует грамотного подхода и знаний. Именно поэтому наша компания уже не первый год поддерживает масштабный российский проект, созданный благодаря помощи национальной ассоциации фониатров и лор-врачей. За последние пять лет у нас прошло более 1500 профессиональных мероприятий, в ходе которых обучились более 60 тысяч специалистов голосоречевых профессий. Необходимо помнить, что проблемы с голосом возникают не только у певцов, но и у всех представителей «говорящих» профессий – к примеру, в педагогической профессии от качества голоса преподавателей напрямую зависит уровень успеваемости учеников и скорость усвоения материалов. Нами накоплен колоссальный опыт в сфере здоровья голоса, и мы готовы повышать общий уровень знаний в этом вопросе – ведь очень важно, чтобы гигиена и профилактика голосовых нарушений проводилась грамотно и своевременно».
Специалисты указали на обязательное привлечение научного сообщества и органов государственной власти к вопросам патологии гортани и голосовых связок среди преподавателей, а также внесение этой патологии в регламентирующий перечень профессиональных заболеваний. Подводя итоги мероприятия, эксперты единогласно подчеркнули важность создания здоровых и безопасных условий труда и ранней диагностики нарушений ЛОР-органов среди педагогов, а также единогласно отметили необходимость дальнейшего сближения науки и практики, межотраслевой и междисциплинарной интеграции специалистов, работающих с голосом.