21 августа 2023
На Московском урбанфоруме в Гостином Дворе эксперты обсудили будущее среднего профессионального образования Москва
Региональные новости
В столичном Гостином Дворе завершилось второе ключевое событие Московского урбанистического форума — первый Всероссийский форум среднего профессионального образования. На сессиях и панельных дискуссиях по тематическим направлениям: «Партнерство бизнеса и образования», «Колледж будущего», «Педагог и наставник», «Самоопределение», «Современные технологии обучения» выступили более 150 российских и зарубежных экспертов – представителей органов власти, бизнеса и профессионального сообщества, ученых, лидеров мнений.
Открылся форум праздничным шествием. По центру Москвы прошли студенты столичных колледжей — будущие педагоги, программисты, повара, водители, медицинские работники и строители, каждый из которых надел свою профессиональную форму. К маршу присоединились участники проекта «Московское долголетие». Также в Гостином Дворе студенты колледжей представили более 30 профессий под специально созданную рэп-композицию на флешмобе «Мастерство начинается здесь». Динамичное исполнение сопровождалось реальными звуками производства, пожарной сирены, движения транспорта.
Ключевой темой форума стала перезагрузка системы СПО. На пленарном заседании «Вклад СПО в технологический суверенитет страны» Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о переходе системы среднего профессионального образования на новые принципы подготовки кадров и проекте «Профессионалитет», в котором упор сделан на практическую подготовку студентов.
С 1 сентября по новым программам «Профессионалитета» начнут обучаться более половины всех студентов колледжей столицы, которые поступили в этом году, рассказала на пленарном заседании заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
«Целый год в Москве вместе с работодателями мы отрабатывали новые подходы к развитию системы среднего профессионального образования. В итоге мы определили три базовых принципа новой системы: практикоориентированность, мультиспециальность и обязательный уровень качества подготовки по каждой профессии. Мы хотим, чтобы выпускники наших колледжей могли сразу же идти на реальное производство, обучались не одной, а желательно двум, трем и даже пяти профессиям и получали третий разряд квалификации, а по некоторым профессиям — четвертый. Эти принципы полностью соотносятся с подходами федерального уровня, и мы уже воплотили их в 94 новых программах обучения», — сообщила Анастасия Ракова.
Министр просвещения также высоко оценил ведущую роль Москвы как стратегического партнера проекта:
«Отдельно хочу сказать о Москве как о центре инноваций, который задает общий вектор развития практически всем регионам нашей страны», - отметил Сергей Кравцов.
В деловой программе Форума прошли 24 сессии, панельные дискуссии и интерактивные лекции.
Эксперты обсудили взаимодействие колледжей и организаций реального сектора экономики на панельной дискуссии «Новые модели партнерства СПО и бизнеса». По словам замруководителя Департамента образования и науки Москвы Ирины Швец, за последний год в столице были глубоко переосмыслены направления развития системы СПО.
«Мы понимаем, что система профессиональной подготовки требует таких же значительных изменений, которые происходят сейчас в экономике города в целом. Нужна более адресная подготовка под запрос работодателей, более точное соответствие направлений подготовки требованиям конкретных отраслей, более тесное партнерство с заказчиками кадров. Необходимо сформировать новый уровень партнерских отношений. Один из ключевых элементов всех наших изменений – это постоянная сонастройка с запросом работодателей», - подчеркнула Ирина Швец.
Посетители сессии «Профессиональное самоопределение: инструменты и практики» узнали о столичных профориентационных проектах для школьников. Среди них — «Дни открытых дверей», профориентационный фестиваль «ПроПрофессии и ПроВозможности», чемпионаты профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней для школьников и студентов колледжей, а также «Кружки от Чемпионов» для детей и подростков от 5 до 18 лет.
Систему среднего специального образования России высоко оценили иностранные эксперты Форума. В частности, советник-посланник отдела по делам образования посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации Цао Шихай отметил, что Россия — образовательная держава, сотрудничество с которой очень важно для КНР. «Мы всегда нацелены на углубление этого сотрудничества, в том числе и в сфере среднего профессионального образования. Специалисты из России и КНР обмениваются опытом, и мы всегда рады видеть российских педагогов в наших образовательных учреждениях», — рассказал Цао Шихай.
Отметили зарубежные гости и организацию самого Форума. «Мало сказать, что форум просто понравился — он превзошел все ожидания! Мне очень понравилось, что был сделан акцент на искусственный интеллект», — рассказала декан Колледжа медицинских наук Университета Фуджейра (ОАЭ) Корриен Ван Белкум .
Также в рамках форума прошло Всероссийское августовское совещание с руководителями органов исполнительной власти субъектов России.
Отдельные сессии Форума касались цифровизация СПО. Проректор Института развития профессионального образования Дмитрий Ковалев представил Цифровой конструктор компетенций. Он способен объединить на одной площадке колледжи и работодателей и позволяет быстро реагировать на потребности рынка. Обсудили также использование цифровой среды в обучении и профориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Об изменениях в столичной системе СПО рассказала директор Московского центра развития профессионального образования Ирина Тихомирова. Она сообщила, что для нескольких десятков отраслей проведена работа по формированию единого профиля компетенций выпускника.
Создана модель, в которой собраны основные цели столичной системы СПО: академическое обучение, формирование практических навыков, получение дополнительных компетенций на базе работодателя, социализация, повышение эффективности в работе, готовность к выходу на рынок труда.
«Это действительно космос, учитывая какое количество изменений нужно, чтобы повернуть систему СПО к тому будущему, которое мы с вами обсуждаем. Но эту волшебную образовательную конструкцию запустят только люди», — подытожила Ирина Тихомирова.
Завершила программу Форума СПО кейс-сессия «Разговор от первого лица. Год педагога и наставника», которая прошла в формате TED — серии коротких мотивационных выступлений от ведущих преподавателей и мастеров Москвы и России.
Московский урбанистический форум в Гостином Дворе продлится до 10 сентября. Вход для всех гостей свободный с 9:00 до 22:00. Ознакомиться с подробной программой можно на официальном сайте https://mosurbanforum.ru/gd