10 марта 2022
В экономисты, юристы и учителя идут хорошисты Российская Федерация
Образование в СМИ
Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель направления Института образования НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представил результаты нового исследования и рассказал, как распределилось возросшее в прошлом году число бюджетных мест в вузах и как это отразилось на качестве высшего образования. Школьные отличники теперь выбирают медицину и информационные технологии, а экономисты, юристы и учителя – это люди с устойчивой четверкой.
Итак, в 2021 году государственное задание (то есть число бюджетных мест) в вузах увеличилось в среднем на 9%. Это наиболее значимый прирост за последние годы.
В первую очередь прирост получили направления, связанные с кадровым обеспечением цифровой трансформации российской экономики. Например, на 17% расширился бюджетный прием на информатику и вычислительную технику; на 13% – на математику; на 9% – на электронную технику, радиотехнику и связь; на 17% – на информационную безопасность. И направления, традиционно пользующиеся спросом на региональных рынках труда, такие как медицинское и педагогическое образование, тоже пошли в рост – на 15 и 17% соответственно. Расширился также прием на психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование (16%), на профессиональное обучение (рост на рекордный 41%).
При прочих равных условиях, отмечается в исследовании, увеличение числа бюджетных мест ведет к снижению среднего балла принятых абитуриентов и снижению размеров платного приема на соответствующее направление. Например, по направлению «Электронная техника, радиотехника и связь» снижение общего балла ЕГЭ составило 0,9 и падение платного приема на 35%. Рост бюджетного приема перекрывает падение платного в пять раз.
На ряд укрупненных групп направлений платный прием упал, больше абитуриентов смогли поступить на бюджетные места. Однако вузам удалось сохранить прошлогоднее качество приема. Такие группы характеризуются определенной ограниченностью круга абитуриентов. Другая группа – это профессии с растущей репутацией, которые привлекают расширяющийся круг абитуриентов. В 2021 году ими оказались медицинские направления и цифровые технологии.
В исследовании отмечена такая тенденция, как сохранение высокого спроса на платные места по группе социально-экономических направлений: «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент» и некоторые другие. Здесь увеличения числа бюджетных мест не произошло, но при этом наблюдался рост зачисления на платные места (кроме экономики). Другими словами, эти направления сохранили и даже расширили группу своих потенциальных абитуриентов.
Пресс-служба НИУ ВШЭ приводит комментарий руководителя исследования Ярослава Кузьминова: «Структура бюджетного приема, предлагаемая государством, отражает приоритеты экономического развития России, в частности – опережающее развитие информационных технологий, высокотехнологичных отраслей и региональных экономических систем. Она не на 100% совпадает с предпочтениями части абитуриентов и их родителей, которые традиционно во многом отражают вчерашний день рынка труда».
Судя по всему, абитуриенты еще не убедились в том, что карьера, на которую ориентируют инженерные и частично естественно-научные направления, обеспечит своего дипломированного специалиста работой и высоким доходом. Люди выбирают по старинке: экономика, менеджмент, юриспруденция. Хотя это трио сегодня уже «разбавили» здравоохранение, информационные технологии и… математика.
По мнению Ярослава Кузьминова, Министерство науки и высшего образования РФ последние 10 лет проводило последовательную политику, направленную на ограничение образовательных программ, не обеспеченных в должной мере научно-педагогическими кадрами. В первую очередь это коснулось социально-экономических наук. Еще совсем недавно такие специальности открывал у себя каждый второй вуз.
«Речь не идет о том, чтобы не уважать выбор абитуриентов и их родителей, – подчеркивает Кузьминов. – Но государство обязано позаботиться о том, чтобы на рынке высшего образования все предоставляемые программы обладали достаточно высоким качеством. Если Минобрнауки не считает возможным дать половине вузов государственное задание по экономике, юриспруденции, менеджменту, тогда Рособрнадзору надо серьезно посмотреть на то, достаточно ли высоки по этим направлениям аккредитационные требования. Если семья принимает решение заплатить за обучение своего ребенка значимые деньги – семья ориентируется на то, что вуз имеет государственную гарантию качества в виде аккредитации соответствующей программы»