Рейтинг@Mail.ru

5 апреля 2016

День учителя немецкого языка Москва

Педагогический марафон 2016

Лекцию «Как подготовить себя и ребёнка к устной части ЕГЭ по немецкому языку: 10 золотых правил» прочитал Бажанов Александр Евгеньевич, заместитель директора Института иностранных языков МГПУ по учебной работе, член рабочей группы Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов по немецкому языку Единого государственного экзамена по иностранным языкам. Первым делом Александр Евгеньевич обратил внимание преподавателей немецкого языка на документы ФИПИ - спецификацию, кодификатор, демо-версию, методическую записку и другие. Их список можно найти на сайте www.fipi.ru. Лектор подчеркнул, что при подготовке детей к ЕГЭ важно ориентироваться на все эти нормативные акты. Дальше Бажанов перешел к непосредственному разбору заданий, входящих в устную часть итогового экзамена по предмету. По его словам, практически все выпускники успевают прочитать текст за минуту (до 75 секунд). При этом необходимая временная норма на чтения отрывка - полторы минуты. Поэтому бояться того, что ребята не справятся с заданием, не приходится. За эту часть испытаний ученик может получить 1 балл и получит, если продемонстрирует верное фразовое ударение и интонационные контуры при чтении, если он знаком с произношением иностранных слов не нарушает при этом соответствующие нормы. А для того, чтобы этого достичь, нужна тренировка. Важно слушать речь, сверяя ее со скриптами, расставлять паузы и движения тона в скрипте звучащего текста, помнить правила чтения. Тренировки нужны и при подготовке к другим частям устного экзамена. Эксперт очень советует вести справочник сложных в обучении моментов и проводить эксперименты, которые будут приближать ребят к условиям итоговых испытаний. Важно, чтобы дети научились чувствовать время, которое у них уходит на выполнение того или иного задания, - подчеркивает Александр Бажанов. Поговорить о приближающемся ЕГЭ собралось большинство участвующих в Марафоне учителей. Естественно, по такой волнующей каждую весну теме звучало и много вопросов.

Мастер-класс «Информационно-коммуникационные технологии на уроке немецкого языка. Дополненная реальность» учителя Предуниверситария МГЛУ, сертифицированного преподавателя Microsoft Чернявской Галины Альбертовны также привлек внимание многих учителей немецкого языка. Еще бы, ведь тут рассказывали о настоящем богатстве - о современных возможностях разнообразить уроки с помощью интернета, и о ресурсах, которые позволяют это сделать. Можно было узнать о разных формах обучения и взаимодействия с коллегами. Например, ведение блогов прекрасно заменяет прежние фотоальбомы и является отличным способом поделиться впечатлениями и получить обратную реакцию (www.wordpress.com), в соответствующих сообществах социальных сетей можно обмениваться опытом с коллегами, на сайте Dafwebkon2016 (http://www.all-de.com/service/methodik/1090-dafwebkon-2016.html) проводится множество вебинаров, вебконференций, в общем, ресурсов огромное количество! Учителя смогли рассмотреть возможности Augmented Reality (дополненная реальность). Это новые технологии для проведения уроков. Продемонстрированный здесь пример привел присутствующих в восторг: электронное устройство показало то, что было не видно глазу. В общем, можно было убедиться в том, что век цифровых технологий позволяет превратить урок в удивительное путешествие, наполненное впечатлениями и открытиями.

Компания «Британия Холдинг» предложила вниманию собравшихся лекцию «Формирование языковой компетенции на уроке немецкого языка в средней школе (на примере учебных пособий Planet Plus и Beste Freunde издательства Hueber)». Ее прочитала Иловайская Юлия Владимировна, директор языкового центра «ИнЯз Профи», референт издательства Hueber.

Объединенная издательская группа «Дрофа-Вентана» подготовила для учителей немецкого языка лекцию «Коммуникативно-когнитивной подход к обучению немецкого языка как второму иностранному в УМК «Brücken» И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Л.И.Рыжовой». Одна из составителей этого учебника - заслуженный учитель РФ, лауреат государственной премии, учитель ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1527» Лариса Ивановна Рыжова рассказала о нем. Составлять пособие начала Инесса Львовна Бим, откликнувшись на многочисленные просьбы учителей. Этот УМК отличается от первого учебника Бим, хотя и содержит часть прежнего материала. Следуя за новой образовательной политикой, авторы включили в пособие много нового. В УМК «Мосты» (название символизирует налаживание коммуникаций между народами) входят: учебник, рабочая тетрадь, рабочие программы, книга для учителей и аудиоприложение. Такие комплекты предусмотрены для всех школьных возрастов - от пятого класса до выпускного, одиннадцатого. В УМК раскрываются основные темы: о семье, о друзьях, о здоровом образе жизни и спорте, о свободном времени, о путешествиях и другие. Обучение предполагается строить, опираясь на первый иностранный язык. При этом в старших классах (2 этап обучения) много внимания уделяется подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Лариса Ивановна подчеркнула, что школьный учебник должен быть простым, и должен разговаривать с ребенком, включать в себя возможности игровых ситуаций на уроках. Рассказ об обучении немецкому языку в школах перешел в душевный разговор, во время которого учителя делились своими мнениями и опытом, а также рассказывали об испытываемых сложностях. Немецкий язык в наше время не столь популярен, как английский, из-за чего и предметники становятся невостребованными. Однако Лариса Ивановна уверена, что ситуация изменится через пару лет и немецкий вновь займет достойное место в образовании.

Продолжая тему ЕГЭ, представители издательства «Просвещение» пригласили кандидата педагогических наук, доцента департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Лытаеву Марию Александровну. Она рассказала о немецком языке как втором иностранном: Как сдать экзамен по второму языку лучше, чем по первому? - так звучала тема лекции. По словам Марии Александровны, пришедший в школы стандарт очень хорош и приближен к потребностям учащихся. Проблема только в том, как он реализуется на практике. Кроме того, при обучении можно столкнуться и с другими проблемами, как то: немотивированные и пассивные ученики, отсутствие в школах деятельного подхода. К сожалению, часто при изучении иностранного языка ребята и не воспринимают его как средство коммуникации, являющееся полезным в жизни навыком. Мария Латаева напомнила, что в обучении важны знание, умение, а также их применение в деятельности. Из этого складывается компетентностный подход, о котором сегодня так много говорится. А во главе угла в обучении должна быть проектная деятельность. Специалист призвала коллег составлять авторские программы. Далее разговор перешел к УМК «Горизонты», о котором Лытаева рассказала учителям. По ее словам, материал, который содержится в пособиях, поможет полноценно учить немецкий язык, с учетом отведенных на него 2часов в неделю. Мария Александровна напомнила своим коллегам, что 11 лет для ребенка в школе - целая жизнь и жизнь эта должна быть счастливой. Важно понимать, что и 45 минут отражают жизни. Учителя могут сделать осмысленными проводимые с классом минуты, а не потерей времени. И чтобы переданные знания не ушли в никуда, лектор считает важным подведение итогов. Выступает она и за небольшое домашние задание. Оно должно выполняться быстро и с удовольствием. Кстати, вспомогательные материалы к серии «Горизонты» размещены в свободном доступе в интернете (prosv.ru/umk/horizonte).

Учитель немецкого языка гимназии №1527 Андреева Елена Вольдемаровна провела мастер-класс «Система дистанционной поддержки в школьном обучении (платформа Moodle)». Это обучающая платформа, объектно-ориентированная динамическая учебная среда, созданная для адаптации процесса обучения к персональным особенностям и склонностям. С ее помощью становится возможным удаленное обучение, конкретизируется контроль за учениками, а оценка выглядит более объективной. График работы с материалами доступен в индивидуальном режиме. Платформа Moodle имеет потенциал для развития, для инноваций, а затраты на обучение при работе с ней снижаются. Елена Владимировна делилась собственным опытом работы с системой дистанционной поддержки своих учеников. Она также отметила, что у малышей мотивация сильно повысилась, когда она ввела в обучение электронные игры.

Лекцию компании «Букхантер» «Digitale Komponenten im DaF-Unterricht - machen Spaß, sind aber auch effektiv?»прочла Воронцова Мария Владимировна, представитель издательства «Cornelsen». Она рассказала об УМК «Панорама» и ресурсах их цифровой поддержки, содержащих интерактивные материалы.

Популярной лекцией Дня учителя немецкого языка стала «Школа успешного учителя немецкого языка: Интеллектуальные атланты, или как вырастить победителей олимпиад из самых обычных детей?» старшего методиста Центра Педагогического Мастерства, члена президиума Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языкам Каплиной Ольги Васильевны, которая проходила под эгидой издательства «Просвещение». На основе заданий олимпиады по немецкому языку она рассказывала учителям о том, как готовить учеников к подобным испытаниям, предлагала алгоритмы для успешного выполнения заданий. Например, Ольга Васильевна обратила внимание коллег на то, что дети не умеют читать задания. Важно также научить учеников внимательно рассматривать заголовок текста - это является ключом к пониманию его содержания. А при чтении текста помогут вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему?», которые нужно держать в голове и искать на них ответы. В процессе аудирования первым делом нужно ознакомиться с заданием, и лишь потом слушать текст. Советов было много, и они заинтересовали присутствующих. Для того чтобы понять о чем идет речь, можно заглянуть на сайт http://www.rosolymp.ru, где собраны задания с прошедших олимпиад.

В общем, открывший новую неделю Марафона День учителя немецкого языка выдался насыщенным и подарил преподавателям новые знания, мотивацию и возможность нового взгляда на предмет. А впереди еще немало дней, которые способны принести пользу и другим учителям. Добро пожаловать!

Ольга Хотимская

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон