4 апреля 2015
День учителя физики РФ
Педагогический марафон 2015
Как известно, ГИА в девятом классе теперь проводится в форме основного государственного экзамена. В этом году новый КИМ ОГЭ будет апробироваться в 30 регионах. О тонкостях основного государственного экзамена рассказала Елена Камзеева, зав. лабораторией экспертно-аналитического отдела ГАУ МЦКО, руководитель разработчиков КИМ ОГЭ МЦКО.
- Любой учитель может принять участие в проекте и «обкатать» задания на своих учениках: без наблюдателей, без контроля, сам по себе, - сказала она. - Все ключи и оценочные критерии будут выданы учителю. Хороший шанс потренироваться с учениками на реальных заданиях из банка ЕГЭ.
Она добавила, что первая апробация КИМ ОГЭ прошла осенью и результаты были обнадеживающими. На графиках распределения оценок четко видно, что горб кривой распределения баллов сместился в зону более высоких баллов (в сравнении с результатами реальных экзаменов).
По ее словам, в Москве ОГЭ будет проводиться в экспериментальном порядке. Во-первых, теперь у детей не будет уникального бланка 2-а, в котором учитель пишет список используемого учебного оборудования - вместо этого заполняется общий лист поверки, в котором указывается номер аудитории, номер ППЭ, и список оборудования в аудитории. Второе новшество (еще не окончательно утвержденное) - новый порядок составления заданий.
Видимо, на волне ежегодной борьбы с «ЕГЭ-пиратами» разработчики решили протестировать новую технологию: теперь варианты заданий будет собирать компьютер прямо в режиме реального времени, индивидуально, для каждого ученика и прямо в аудиториях ППЭ.
При этой новости учителя несколько притихли, пока Елена Камзеева не успокоила аудиторию - дескать, пока все это обсуждается.
Об изменениях в ЕГЭ этого года рассказала Марина Демидова. Вообще, на день Учителя физики записалось почти пятьсот человек, причем подавляющее число - из регионов. Учителя знают, что информацию лучше всего получать из первых рук. Именно знание тонкостей проведения экзамена помогает успешно сдавать ЕГЭ отличникам. Многим учителям знакома ситуация - талантливый ученик успешно решил все задачи, однако получил гораздо меньше, чем его товарищ. Хотя ход решения, его логика и уравнения у обоих могут совпадать почти полностью. В чем же подвох?
Как известно, в деталях.
Например, если перед решением задачи верно описать физическую модель, а уже потом написать систему уравнений, то за решение задачи можно получить на балл выше. В этом, кстати, тоже секрет успешности учеников-высокобалльников.
Вопрос животрепещущий - в зале практически постоянно щелкали фотоаппараты, учителя старательно конспектировали слайды презентации.
- Обратите внимание, - рассказывала Марина Демидова, - при решении задач с кратким ответом ответ всегда будет целым числом или конечной десятичной дробью. Никаких приближенных ответов - запомните это и передайте своим ученикам!
Сидящая рядом учительница кивнула и машинально повторила - «никаких приближенных ответов». А ведущая продолжала:
- Есть изменения и в кодификаторе. Теперь туда добавили формулы, теперь кодификатор по сути превратился в справочник. Но, при этом есть и минусы - теперь при решении задачи надо использовать только те формулы, которые есть в кодификаторе. Многие наши ученики помнят сложные формулы наизусть, однако если формулы нет в кодификаторе, а ученик ее напишет по памяти, а не выведет из известных, то это спорная ситуация. Могут срезать балл. Никому же из ваших учеников не придет в голову, например, писать сразу формулу расчета радиуса движения заряженной частицы в магнитном поле?
По аудитории прокатился взволнованный ропот, смысл которого сводился к тому, что лектор напрасно недооценивает наших детей.
- Коллеги, пусть выводят эти формулы! - стояла Марина Юрьевна на своем. - Они должны показать ход своей мысли, свое знание базовых законов физики. И побольше отрабатывайте типовых учебных ситуаций, они очень помогают на экзаменах.
Полную версию лекции можно получить, написав на адрес журнала «Физика» fiz@1september.ru с пометкой «Нане Дмитриевне Козловой».
На второй линейке дня из аудитории МПГУ можно было перенестись прямо на борт МКС. На лекции «Уроки о космосе» космонавт Николай Тихонов предложил всем желающим учителям физики организовать... ни много ни мало, совместную лабораторию по проведению опытов в невесомости.
Почему космический молоток не отскакивает при ударе, а обычный отскакивает? Почему аккумуляторная батарея весом под центнер будет всегда двигаться медленней, чем яблоко (при одинаковом усилии) - дело ведь в невесомости происходит? Почему при попытке завернуть винт отверткой космонавта начинает разворачивать в обратную сторону? Что такое гиродин и как детский волчок связан со способом, каким космонавты удерживают ориентацию станции в пространстве? Что такое эффект Джанибекова, обратная молния или серебристые облака?
Увлекательные примеры, на каждом из которых можно было бы построить не один урок, сыпались на учителей.
Николай Тихонов опирался на предыдущий учебный проект, который организовал его старший товарищ, космонавт Александр Серебров. «Уроки из космоса» - так назывался проект, который проводил Серебров (http://www.youtube.com/user/tvroscosmos). Дети буквально приходили в ЦУП и Серебров вел урок в прямом эфире. С шумами, с помехами, с плохой видеосвязью, но эти уникальные учебные фильмы смотрятся до сих пор. А сейчас, когда Серебров ушел из жизни, при всех наших сегодняшних технологиях никто подобных уроков не проводит.
- Пока я прохожу подготовку, и еще не летал в космос, - признался Тихонов, - но я уже давно думаю над тем, чтобы возродить этот проект. Сделать пособия по физике, по определенным темам. Провести ряд экспериментов и записать на борту видеолекции, которые потом можно будет использовать в образовательном процессе. Есть ГОСТ Роскосмоса - как оформляется космический эксперимент, есть программа «Школьный эксперимент». Сейчас мы готовим изменение программы полета, чтобы наши эксперименты были официально включены в программу полета.
- А нельзя сделать ролики короче? - тут же включились учителя. - Или, например, сравнивать эффекты на земле и в космосе и показывать разное поведение.
- Давайте сделаем страницу, сайт и там будем выкладывать в таблицу интересующие вас законы и эффекты, - предложил Тихонов. - Вы можете предложить что угодно...
- Закон сохранения импульса! - посыпались тут же предложения. - Причем во всех плоскостях.
- Газо- и термодинамика!
- Свойства жидкостей!
- Электричество!
- Да здесь и биология может подключиться. И география.
- И экология!
- Только нужна библиотека тематических роликов, - замечали другие. - Сорокаминутный фильм дети устанут смотреть.
- Давайте предложения - мы отснимем ваши эксперименты или поставим ваши эксперименты, и ваша школа будет упомянута как разработчик эксперимента, - подытожил Николай Тихонов. - Вы можете мне писать на адрес n_tikhonov@bk.ru.
День ФГОСом начинался и ФГОСом заканчивался. На лекции «Преподавание физики в основной школе в условиях введения ФГОС» Александр Пентин, старший научный сотрудник лаборатории физики ИОСО РАО, размышлял о понятии естественнонаучной грамотности. Казалось бы, отвлеченное понятие, однако, например, такое авторитетное исследование, как PISA, ориентируется именно на выявление компетенций, которые составляют естественнонаучную грамотность.
Их, на самом деле, всего три, главных компетенции, из которых складывается не просто успешная сдача ЕГЭ и правильное решение задач, а вообще, целиком, научный взгляд на жизнь во всех ее многообразных проявлениях. Во-первых, это научное объяснение явления. Во-вторых, использование методов научного познания. И в-третьих, интерпретация данных и использование их для получения выводов.
- ФГОС полностью содержит все эти компетенции, - заметил Александр Пентин. - Просто в других формулировках. Например, умение делать выводы - это метапредметные связи, анализ текстов физического содержания - то же смысловое чтение. И так далее. По мысли Пентина, с позиций естественнонаучной грамотности, вооружаясь тремя компетенциями, можно «взламывать» любое явление или ситуацию. Например, можно устроить практикум «Физика на кухне» и исследовать явление «невыливания» порционных сливок из упаковки с точки зрения перепада давлений снаружи и внутри сосуда. Или подключить статистическую физику, чтобы понять, действительно ли бутерброд падает чаще маслом вниз, чем вверх, и почему так далеко разлетаются осколки разбитого стакана. Узнать, как научить наших школьников извлекать данные из графиков и читать таблицы, переводить данные с языка математики на язык естественного описания, научиться применять естественнонаучную грамотность для решения любых задач, можно, связавшись с Александром Пентиным по адресу pentin@mail.ru .
А марафон продолжается!
Алексей Олейников