ИИ‑помощник для учителей: отвечаем на пять главных вопросов
Вместе с командой сервиса «Ассистент преподавателя» мы собрали пять самых частых вопросов о том, как ИИ может помочь учителю в работе, – и дали на них развернутые ответы, а также поделились реальными отзывами педагогов, которые уже встроили ИИ в свою ежедневную практику. Материал подготовлен к международной конференции AI Journey, где одной из тем стало применение ИИ в образовании.

Ассистент Преподавателя — это сервис с применением технологии искусственного интеллекта, который помогает педагогам в решении рабочих задач. Сегодня его уже используют 100 тыс. педагогов в 55 регионах России.
- Как эффективно использовать ИИ в работе?
На практике ИИ скорее усиливает профессиональную экспертизу: он берет на себя рутинные задачи, освобождая время и внимание педагога для самого главного – работы с детьми.
Сервис «Ассистент преподавателя» как раз создан для поддержки профессионального роста преподавателя. Он анализирует урок по 16 метрикам — от баланса речи педагога и учеников, эмоциональной модальности до использования методических приёмов — и на этой основе формирует понятный отчёт по занятию. В нем – не только объективная обратная связь, но и практические рекомендации, а также вопросы для педагогической рефлексии, которые помогают педагогу глубже осмыслить собственную практику.
«ИИ-помощник повышает качество обучения, делает занятия более увлекательными. Теперь слово “учитель” у меня вызывает ассоциацию с человеком, идущим по лестнице, в одной руке которого смартфон с приложением “Ассистент преподавателя”, а другая рука свободна для ладошки маленького человека», — делится Татьяна Николаевна Антонова, учитель начальных классов Аннинской средней общеобразовательной школы №1 Воронежской области.
- Непонятно, как ИИ может анализировать уроки? Что именно он делает?
Ассистент преподавателя помогает учителю видеть свой урок со стороны. Педагог загружает запись занятия, а сервис формирует конспект и отчёт по 16 параметрам. Аналитика показывает, какие методические и социологические приёмы работают лучше, где стоит изменить скорость речи или добавить активности. На основе этих данных педагог получает рекомендации и идеи, чтобы разнообразить уроки, а еще готовый конспект занятия можно преобразовать в тест, домашнее задание или викторину – без дополнительных усилий со стороны учителя.
Валентина Юрьевна Танченко, учитель русского языка языковой гимназии №4 Забайкальского края поделилась, как аналитика Ассистента преподавателя помогла ей иначе взглянуть на уроки:
«Ассистент преподавателя поставил “0” по метрике “цель урока”, и я поняла, почему ученики не слышат цель, хотя я её озвучиваю. Теперь я стараюсь не просто ее произносить, а вовлекать детей в формулирование».
По её словам, когда дети сами участвуют в создании заданий, они начинают мыслить активнее и чувствуют себя не просто исполнителями, а соавторами учебного процесса.
А еще преподаватель стала вести уроки в более теплом и поддерживающем тоне. «Я стала чаще хвалить детей, уделять больше внимания созданию благоприятной атмосферы на уроках. Это заметно влияет на мотивацию», — делится она.
Вместе с тем Валентина Юрьевна отмечает, что встроенный ИИ-помощник упрощает не только анализ занятий, но и подготовку материалов: генерирует задания по теме, помогает с целеполаганием.
Владислав Владимирович Шестаков, учитель английского языка школы №8 города Златоуста Челябинской области, решил протестировать сервис из профессионального любопытства. «Интересно было узнать, что скажет Ассистент преподавателя опытному педагогу, и результат удивил: он чётко определил этапы урока, реперные точки и переходы», — отмечает учитель.
Из отчёта сервиса Владислав Владимирович увидел, что преждевременно перешел к проверке домашнего задания, не успев создать положительный эмоциональный настрой. На следующем уроке он скорректировал структуру – и уже в первые минуты занятия заметил повышенную вовлеченность учеников.
- А если я что-то сделаю не так?
Аналитика в сервисе доступна только самому педагогу. Сервис не передаёт записи и отчёты третьим лицам, не хранит аудиофайлы и не формирует рейтинги. Учитель получает данные, которые помогают видеть динамику, выявлять свои сильные стороны и зоны роста, и самостоятельно решает, как использовать эти результаты. Можно не переживать: никто, кроме самого преподавателя, не увидит данные и не будет их оценивать.
Елена Викторовна Баландина, учитель школы №2 посёлка Ханымей Пуровского района (ЯНАО), рассказывает, что Ассистент преподавателя стал для неё полезным инструментом для профессиональной рефлексии.
С помощью сервиса Елена Викторовна отслеживает, как выстраивает взаимодействие с учениками: насколько чётко формулирует цели, поддерживает дисциплину и создаёт благоприятную атмосферу на уроке: «Ассистент преподавателя показывает, где я теряю темп или, наоборот, говорю слишком быстро. Благодаря этому уроки становятся более ритмичными и продуманными».
По словам педагога, автоматизация рутинных процессов освобождает время для творчества и новых идей. «Ассистент преподавателя делает уроки живыми, помогает вовлечь детей и даёт учителю возможность расти, не выгорая», — подытоживает она.
Владислав Владимирович Шестаков говорит, что Ассистент преподавателя помогает видеть уроки со стороны и работать точнее. Сервис указал на «смазанное» завершение занятия — педагог добавил время на рефлексию, и ученики стали лучше понимать домашнее задание. Аналитика показала, что 32% речи педагога занимало повторение теории, он стал больше вовлекать учеников в обсуждение и чаще хвалить их. «Ассистент преподавателя не осуждает, а направляет. И это главное», — отмечает педагог.
- Не станет ли ИИ обузой?
Ассистент не только не перегружает преподавателя, но и берёт часть его нагрузки на себя. ИИ-помощник помогает составлять планы уроков, тесты, варианты самостоятельных и домашних заданий, а Конструктор викторин позволяет быстро создавать интересные интерактивные упражнения. По отзывам педагогов, сервис действительно экономит время: учитель тратит несколько минут на загрузку записи урока, и получает готовый конспект, аналитику и рекомендации.
«Анализ записи происходит очень быстро — за 3–5 минут я получаю готовый отчёт и рекомендации», — говорит Евгения Витальевна Черненко, учитель онлайн-школы «Мобильное электронное образование» города Москвы.
- Ученики заметят разницу?
Учителя отмечают, что после анализа занятий с помощью ассистента преподавателя и внедрения его рекомендаций занятия становятся динамичнее и интереснее – и ученики это чувствуют. Интерактивные викторины и игровые задания, созданные с помощью ИИ-помощника, повышают вовлечённость: школьники чаще работают в командах и активнее участвуют в обсуждениях.
Инна Анатольевна Хохлова, учитель биологии школы села Новая Кука (Забайкальский край), отмечает: «Благодаря игровому формату у детей повысились мотивация к учёбе и уверенность в себе».
Оксана Андреевна Старикова, педагог из Борисоглебска, добавляет: «Сервис помог ученикам лучше понять тему, и 90% успешно прошли тест — вдвое больше, чем раньше».
Технологии Образование искусственный интеллект ассистент преподавателя
Источник: Учительская газета