«Дружбики эмоций из сундучка»: игрушки для эмоционального развития дошкольников
«Дружбики эмоций из сундучка» — это уникальные игрушки, которые создаются на основе детских рисунков. Каждый дружбик отражает конкретную эмоцию (радость, грусть, удивление и т. д.). Педагоги и родители могут использовать эти игрушки для занятий и игр, направленных на эмоциональное развитие детей. О том, как создавать дружбиков и чем они полезны, мы рассказали на фестивале «В диалоге» (организаторы — Московский городской педагогический университет и Благотворительный фонд «Вклад в будущее»). Теперь делимся идеей с читателями «Учительской газеты».

Алгоритм создания дружбика
Этап 1. Подготовка. Выбор темы и материалов
Ребёнок рисует желаемый предмет или существо, которое изображает конкретную эмоцию (это может быть животное, человечек, абстрактная фигура или фантастический персонаж). Родители выбирают подходящие материалы для изготовления игрушки (текстиль, пряжа, бумага, картон, фетр и т. д.).
Этап 2. Обсуждение
Родители и ребёнок обсуждают детали рисунка, цвета, форму и размер будущей игрушки, последовательность действий, а также распределяют роли (например, ребёнок выбирает цвета ниток, а взрослый вырезает детали).
Этап 3. Создание: от рисунка к реальности
Теперь они вместе приступают к изготовлению игрушки. Взрослый может выполнять более сложные задачи (вырезание, шитье), а ребёнок — простые (раскрашивание, приклеивание деталей, набивка наполнителем и т. д.). Иногда в процессе работы ребёнок импровизирует, добавляя к игрушке новые детали.
Этап 4. Завершение работы
Готовая игрушка сравнивается с исходным рисунком, обсуждаются различия и сходства, а также эмоции, которые отражает игрушка. Ребёнок может показать её друзьям или родственникам, рассказывая, как она создавалась.
Этап 5. Рефлексия
Семья делится впечатлениями от совместной работы (что понравилось больше всего, какие трудности возникали и как их преодолевали). Ребёнок оценивает свою роль в общем деле.
Этап 6. Сундучок эмоций
Все созданные игрушки собираются в специальный сундучок, который становится своеобразным «домиком эмоций». Дети могут обращаться к нему в любой момент, когда хотят поделиться своими эмоциями, чувствами или найти поддержку.

Рекомендации для педагогов и родителей
Поддерживайте инициативу ребёнка: позвольте ему свободно высказывать идеи и вносить изменения в процесс создания дружбика.
Экспериментируйте с разнообразными материалами: тканями, красками, пуговицами и другими декоративными элементами.
Пополняйте коллекцию игрушек, изображающих разные эмоции, чтобы ребёнок мог лучше ориентироваться в эмоциональном спектре.
Используйте игрушки в повседневной жизни: в игре, чтении книг, обсуждениях и т. п.
Наблюдайте и анализируйте, как дружбики влияют на детей: отмечайте, как ребёнок выражает эмоции, взаимодействует с другими и справляется с конфликтами; записывайте в дневник его достижения в процессе создания игрушек; проводите опросы среди родителей и собирайте отзывы.
Использование дружбиков в детском саду и дома
Семейные вечера: домашние занятия, на которых родители и дети обсуждают эмоции, рисуют и создают новые игрушки.
Выставки и презентации: организация мини-выставок в детском саду, на которых дети показывают дружбиков и рассказывают, как они создавались.
Ежедневные ритуалы: использование игрушек при утреннем приветствии или вечернем прощании.
Игры: педагоги или родители могут предложить детям угадывать эмоции, или разыгрывать ситуации, соответствующие определенной эмоции, или придумывать истории и сценарии.
Польза дружбиков
Понимание эмоций: игрушки делают абстрактное наглядным и более доступным для восприятия. Дети могут связывать эмоции, изображенные на игрушках, с ситуациями из жизни. Это помогает им лучше понимать, что означают те или иные эмоции и как они проявляются. Постепенно пополняя набор игрушек, дети расширяют свой эмоциональный словарь и учатся различать нюансы настроения.
Распознавание эмоций: играя с дружбиками, дети учатся определять, какая эмоция соответствует конкретной ситуации или персонажу, развивают эмпатию.
Проявление эмоций: дошкольники безопасно экспериментируют и учатся выражать эмоции, управлять ими (например, ребёнок успокаивается сам, видя игрушку, изображающую спокойствие). Нередко дружбики становятся посредниками в общении между детьми и взрослыми, помогая выражать чувства словами или действиями.
Личностное развитие и творческое самовыражение: игрушки, созданные вручную, уникальны и отражают собственные представления ребёнка об эмоциях. Работая над дружбиками, дети учатся мыслить нестандартно, воплощать свои идеи и принимать решения.
Укрепление взаимоотношений: когда дети изготавливают игрушки совместно с родителями, это не обходится без разговора о чувствах и эмоциях, что способствует их более глубокому пониманию.
Подробнее: видеоролики, рассказы детей, а также описание идеи для педагогов.
Авторы: Екатерина Швецова, Наталья Гресь и Светлана Зерова, сотрудники МБДОУ детского сада № 59 г. Пензы (Пензенская область), ds59@inbox.ru
Дошкольное образование Образование
Источник: Учительская газета