Переговорная площадка, или Как взрослым поддержать инициативу дошкольников
В нашем детском саду мы стремимся учитывать мнение всех: воспитанников и родителей, сотрудников и социальных партнеров. Для нас важен принцип «ничего для нас без нас». Воплощать его в жизнь нам помогает «Переговорная площадка». Рассказали о ней на фестивале «В диалоге» (организаторы — Московский городской педагогический университет и Благотворительный фонд «Вклад в будущее») и теперь делимся успешным опытом с читателями «Учительской газеты».

Алгоритм работы «Переговорной площадки»
Этап 1: «Идеальный детский сад». Дети отвечают на вопросы «Что больше всего мне нравится в саду?», «О чем я мечтаю?» и зарисовывают свои идеи. Воспитатель кратко записывает их пояснения.
Этап 2: обсуждение. Педагоги рассматривают рисунки, читают подписи, стараются по возможности объединить их по темам и идеям. На этом этапе важно определить, как будут поддерживаться инициативы детей. Варианты: тематический день, событие, праздник или развлечение, экскурсия, оформление предметно-развивающей среды и др.
Этап 3: открытие «Переговорной площадки». Мы приглашаем ребёнка и родителей для обсуждения, каким образом будет реализован замысел. Итогом становится маршрутная карта:
- Замысел
Ребенок: создает рисунок и пояснение.
Семья: поддерживает замысел, предлагает свое видение.
Представители сада: поддерживают замысел, презентуют возможную стратегию воплощения замысла, готовят сценарный план.
Социальные партнеры: не задействованы на этом этапе.
- Подготовка
Ребенок: составляет приглашения, записывает видеоролик, подбирает материалы для воплощения замысла.
Семья: продумывает необходимые ресурсы, готовит материалы, оборудование, костюмы.
Представители сада: моделируют включение замысла в образовательный процесс, готовят помещения, распределяют роли.
Социальные партнеры: при необходимости включаются в подготовку.
- Реализация
Ребенок: играет свою роль для воплощения замысла.
Семья: помогает воплощать замысел.
Представители сада: аккумулируют ресурсы и инструменты.
Социальные партнеры: при необходимости участвуют в событии.
- Рефлексия
Ребенок: зарисовывает событие, делится впечатлениями.
Семья: рассказывает, как готовилось событие, что происходило и как это повлияло на нее.
Представители сада: анализируют процесс, ищут точки роста и проектируют развитие детской инициативы.
Социальные партнеры: делятся впечатлениями и вносят предложения.
Этап 4: подготовка события. Все участники событий выполняют взятые на себя обязательства. Например, ребенок чаще всего готовит приглашения для друзей: оформляет пригласительные или записывает видеоролик. При необходимости он корректирует сценарный план.
Этап 5: событие. Организуется все задуманное. Так, например, у нас состоялись велопробег и пижамная вечеринка, открылось семейное кафе «В гостях у Евы».
Этап 6: рефлексия. Все анализируют событие с точки зрения подготовки и вовлеченности участников, но самое главное — ребенок оценивает, насколько полно воплотилась его идея. Бывает, что некоторые детские инициативы становятся традиционными событиями в нашем саду.
Благодаря «Переговорной площадке» дети учатся формулировать запросы, аргументировать их, принимать решения и воплощать свои замыслы. Родители — делиться идеями и участвовать в общем деле, а педагоги — налаживать контакт с участниками сообщества, поддерживать их, принимать их позиции. Таким образом, площадка создает среду, в которой каждый — и ребенок, и взрослый — понимает, что может выступить с инициативой и договориться с остальными о реализации своей идеи.
Авторы: Татьяна Волгина и Ирина Панифидникова, сотрудники МАДОУ «ЦРР-д/с № 18 «Дюймовочка», г. Усть-Илимск (Иркутская область)
Дошкольное образование Образование
Источник: Учительская газета