Участники «Выездного Машука» разработали показатели эффективности директора школы

13 октября 2025, 19:20
Поделиться:

Центр знаний «Машук» провел в Москве третий модуль образовательной программы «Директор на высоте». В ходе нее более 100 руководителей школ из 74 регионов России повышают квалификацию, осваивая важные управленческие навыки, современные инструменты и методики работы с детьми и молодежью.

Главная цель программы – подготовка «гибких» стратегов, лидеров положительных изменений, умеющих интегрировать передовые технологии в образовательный процесс. Проект реализуется совместно с Министерством просвещения РФ.

Авторская программа «Директор на высоте» стала частью работы Центра знаний «Машук» с кадровым резервом для разных уровней системы образования. Ее ключевая задача – системное обучение, развитие и сплочение директорского корпуса России. В ходе третьего модуля программы руководители образовательных организаций сфокусировались на способах выстраивания эффективной работы с педагогическим коллективом и повысили свою «цифровую» грамотность.

Заместитель министра просвещения РФ Ольга Колударова в ходе выступления отметила, что к началу нового учебного года ведомство сформировало в помощь директорам школ целый ряд инструментов для решения актуальных управленческих задач. В частности, в силу вступил приказ Минпросвещения №704, обеспечивающий формирование системы единого образовательного пространства, которое регламентирует нагрузку на школьников, контрольные работы, синхронизацию с проверочными работами.

«Важнейший блок внимания директора – это кадровое обеспечение школы. Укомплектованность школ учителями – залог высоких результатов детей. Благодаря внесенным изменениям в Закон об образовании сегодня возможность работать учителем в школе после третьего курса вуза имеют не только студенты педагогических вузов. Также студенты, обучающиеся по другим направлениям, и успешно прошедшие аттестацию по дисциплинам (модулям) в области педагогической деятельности, допускаются к работе по соответствующим учебным предметам. Для образовательных организаций это уникальная возможность привлекать в школы молодые кадры», – сказала Ольга Колударова.

Ольга Колударова уточнила, что в российских школах снижена бюрократическая нагрузка на учителей путем утверждения перечня документов, которые должен вести педагог. Для создания комфортного психологического климата и оперативного решения спорных ситуаций в образовательных учреждениях создан Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов под руководством Минпросвещения РФ и Общероссийского профсоюза образования.

«Центр знаний «Машук» продолжает комплексно обучать управленцев школ России. Мы уверены, что современный директор должен быть архитектором образовательной среды, стратегом, лидером и наставником, ведущим за собой коллектив. Третий модуль нашей авторской программы был выстроен на основе запросов, которые директора школ сформулировали после второго этапа программы. Участники в ходе стратегических сессий, лекций и тренингов обсудили ключевые вопросы современного образования – от мотивации и управления коллективом до юридических и психологических аспектов деятельности руководителя. По итогам модуля управленцы в составе групп разработали показатели эффективности директора школы и обозначили темы для внедрения изменений в своих образовательных организациях. В дальнейшем их идеи пройдут экспертную оценку представителей профильного министерства. Уверен, последний модуль нашей программы, который пройдет уже в ноябре, станет финальной точкой сборки главных навыков и компетенций руководителей образовательных учреждений», – отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

Один из ключевых блоков программы был посвящен вопросам мотивации педагогического состава. Эксперт РАНХиГС, бизнес-тренер Юлия Максимкина в ходе тренинга «5 ключей мотивации: как вести за собой школьную команду» познакомила управленцев с моделью пяти ключевых мотивов сотрудников: достижения, вознаграждения, процессного, социального и идейного. Она пояснила, что одна из главных ошибок руководителя – пытаться мотивировать всех одинаково, например, так, как срабатывает с ним самим. Задача современного директора — быть «мотивационным диагностом» и находить индивидуальный ключ к каждому члену команды. Именно это позволяет раскрыть потенциал сотрудников и предотвратить их профессиональное выгорание. По итогам тренинга управленцы собрали готовые к внедрению «мотивационные конструкторы» — шпаргалки с конкретными фразами, поручениями и мероприятиями для каждого типа мотивации.

Главная особенность программы повышения квалификации «Директор на высоте» – практикоориентированный подход к обучению. Чтобы закрепить полученные навыки, директора школ разделились на группы и отправились в гимназию им. Е.М. Примакова и Школу-пансион «Летово». Руководители ведущих образовательных организаций страны поделились друг с другом секретами успеха, лучшими практиками и методиками, которые могут быть тиражированы в другие образовательные учреждения.

Сегодня система образования заметно трансформируется под влиянием современных технологий. В ходе третьего модуля программы участники осваивали навыки интеграции и цифровых инструментов в учебный процесс, обсуждали вопросы безопасности, защиты данных и этичного использования искусственного интеллекта. Исполняющий обязанности директора Института передачи информации А.А. Харкевича РАН Максим Федоров рассказал директорам школ о возможностях и рисках, связанных с применением ИИ в образовании.

«Мы говорили с управленцами о диалектическом характере современных технологий, снижении уровня критического мышления, уровне доверия к педагогам и цифровом контенте. Я также предложил участникам ознакомиться с нормативными документами, которые являются сегодня руководством для разработчиков. Речь идет о Кодексе этики искусственного интеллекта, Пекинском консенсусе по ИИ и образованию, рекомендациях ЮНЕСКО об этических аспектах ИИ. Одна из главных задач школы – подготовить ребенка к взрослой жизни, воспитать ценности и сформировать набор фундаментальных знаний. Участники посмотрели кинокартину «Кто за стеной?», благодаря чему они поняли, что роль педагога в системе образования – первична, а ИИ – всего лишь один из оптимальных инструментов, помогающий педагогам и наставникам в их работе, но не обесценивающий ее», – сказал Максим Федоров.

Руководители школ во время третьего модуля познакомились с возможностями образовательной онлайн-платформы «Цифровой Машук». Сегодня на платформе зарегистрировано уже более 20 тыс. педагогов со всей России. Слушателям доступны четыре онлайн-курса: «Введение в специальность», «Инструменты наставника», «Патриотизм: воспитание в цифровую эпоху» и «Педагогический марафон: погружение в профессию». Кроме того, команда «Машука» проведет для педагогических сотрудников образовательных организаций онлайн-трансляцию флагманской программы «Осенний ПедСовет», которая стартует 27 ноября в Центре знаний.

В последний день программы участники посетили музей «Атом» на ВДНХ, где познакомились с достижениями отечественной атомной отрасли, которая в этом году отметила 80-летний юбилей.

Образование Центр знаний «Машук»

Источник: Учительская газета