Как поддержать традицию семейного чтения: опыт воспитателя

4 октября 2025, 11:22
Поделиться:

Благодаря книге ребенок может находить ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев. Но как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли это с детьми? Читают ли детям? На фестивале «В диалоге» (организаторы — Московский городской педагогический университет и Благотворительный фонд «Вклад в будущее») я рассказала, как искала ответы на эти вопросы и как семейное чтение стало доброй традицией для воспитанников нашего сада и их родителей. Теперь я хочу поделиться опытом с читателями «Учительской газеты».

Летом 2024 года мы набрали в группу пятилетних детей и сразу обратили внимание, что им нравится читать. Читали мы много, и произведения были разнообразными, ведь в программе целый список литературы.

Однако не со всеми сказками, рассказами, повестями можно познакомиться в детском саду. Поэтому как-то раз в пятницу я записала в уголке «Почитай-ка» название книги, которую предложила почитать дома, чтобы потом обсудить в группе. В понедельник на утреннем круге ребята не смогли рассказать о главном герое произведения и поддержать разговор…

Тогда я попросила родителей заполнить анкету «Книга в жизни ребенка». Результаты меня встревожили: оказалось, что только двоим детям из восемнадцати читают дома. Большинство мам и пап ответили, что устают и на чтение времени не хватает.

Чтобы ненавязчиво подключить родителей к чтению, я предложила им вместе с детьми нарисовать героев любимых произведений. Удивлению не было предела! Катя, которая уже читает сама, изобразила Чиполлино, а Данил — Чебурашку. Остальные дети нарисовали Колобка. Чебурашку, конечно, все знают, а книгу про него — нет. А вот кто такой Чиполлино, для всех было загадкой. Интересный поворот событий! Значит, нужно действовать по-другому.

В моей группе дети каждый день решают, что послушать перед сном: спокойную музыку, музыкальную сказку или сказку, которую читает воспитатель. Для этого на двери спальной комнаты есть листы со значками, и ребята голосуют за выбранный вариант. В один из дней дети захотели, чтобы сказку прочел им воспитатель. И вот мы начали знакомиться с «Приключениями Чиполлино» Джанни Родари. За неделю мы не смогли прочитать книгу до конца, но всем хотелось узнать, чем же закончилась история. Тогда дети предложили дочитать ее дома с родителями.

В понедельник все дети принесли рисунки героев из «Приключений Чиполлино». Они наперебой рассказывали друг другу концовку, а Миша и Марк поделились, что даже посмотрели мультфильм вместе с родителями. Дети были счастливы. Теперь мы можем начинать новую книгу!

Так постепенно родители стали активнее включаться в домашнее чтение.

А еще мы в группе сочинили свою сказку и нарисовали иллюстрации к ней. Каждый ребенок увидел свой вклад в общее дело: кто-то придумал главных героев, кто-то дал им имена, кто-то сложил начало сказки, кто-то — продолжение. Дома ребята с радостью рассказали мамам и папам о том, что у них получилось.

Неожиданно Артем предложил сочинить сказку вместе с родителями, причем общую для нескольких семей. Каждой из них нужно было продолжать сюжет, начатый другими, и рисовать иллюстрацию. Родители с удовольствием поддержали идею, им самим стало интересно, что в итоге получится. А получилась забавная история, которую с воодушевлением слушали и дети, и родители в групповом читательском зале. Потом все бурно обсуждали, как ее назвать.

Совместное чтение и сочинение сказок объединило детей и родителей, у них появились темы для обсуждения, общие интересы. У многих семейное чтение превратилось в традицию.

Автор: Мария Трушнина, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11», г. Заречный (Пензенская область), ds11.zato@yandex.ru

Дошкольное образование Образование «Семейное чтение»

Источник: Учительская газета