«Способ решения госзадач с романтическим пафосом»: Александр Асмолов – о педагогических конкурсах профмастерства
Меткая фраза в заголовке описывает любой образовательный конкурс и принадлежит советскому и российскому психологу, педагогу, публицисту Александру Григорьевичу Асмолову. Состязания в области профессионального мастерства для преподавателей колледжей и вузов, а также педагогов школ и воспитателей детских садов уже давно стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Они способствуют не только развитию индивидуальных компетенций, но и повышению качества обучения в целом.

Эти мероприятия создают уникальную платформу для обмена опытом, внедрения инновационных подходов в преподавании и профессионального роста, что, в свою очередь, приносит пользу не только наставникам, но и воспитанникам. Как лучше подготовиться к конкурсам профессионального мастерства, каких ошибок стоит избегать и каковы основные уроки можно вынести с такого рода состязаний, обсудили эксперты II Межрегиональной конференции «Педагоги будущего: бесшовное образование в ракурсе конкурсного движения».
Участие в конкурсах способствует формированию сообщества профессионалов, стремящихся к постоянному совершенствованию и внедрению передовых практик, а также позволяет выявить и поддержать выдающихся педагогов, вдохновляющих новое поколение специалистов на достижения в их будущей карьере. Ключевой элемент конкурса – формирование личного бренда конкурсанта. О нем на конференции рассказала Мария Евгеньевна Ахапкина, наставник педагогов, эксперт по интерактивным методам обучения и технологии обучения в сотрудничестве, победитель конкурса «Учитель года России – 2015». Мария Евгеньевна дала участникам мероприятия несколько простых задач: написать три самых сильных качества, поделиться ими с соседом, рассказать аудитории о сильных сторонах соседа – похвалить его на публике, затем обнять, сказать комплимент. Такие нехитрые действия, подчеркнула эксперт, повышают уверенность в себе.
– Личный бренд – это взгляд конкурсанта на преподавание и образование. Но как же заранее понять, какие основные направления деятельности выбрать? В этом конкурсанту помогут здоровые психологические установки и снижение невротической зависимости. От страха невозможно отказаться, но его можно минимизировать и сделать своим помощником. Страх эволюционно важен: он предупреждает о слабых местах и защищает от фатальных ошибок. Поэтому на конкурс работник образования должен идти с установкой: я не ученик на экзамене, я – эксперт, который хочет поделиться опытом. Не может быть неактуальным то, что работает на благо ученика, воспитанника, студента, – подчеркнула Мария Ахапкина.
Задача наставника, работающего с педагогом, воспитателем, преподавателем-конкурсантом (а без него и команды – никуда!) – показать, что любые чувства «спортсмена от образования» легитимны и легальны. Здесь помогает еще одно простое упражнение. Под руководством наставника конкурсант перечисляет на листе бумаги 20 личных положительных качеств, 20 важных профессиональных черт, 20 методических наработок, полезных, с его точки зрения, а затем задает себе 5 вопросов: «почему» конкретно перечисленное важно, ценно, нужно, позитивно и полезно. Затем нужно сформулировать на уровне принятия решений, что будет ДЕЛАТЬ на конкурсе по плану: актуальность – проблема – решение – результат, понять, что может рассказать другим участникам состязания: при условии, что те сами не прочитают того же в статьях из интернета. И, наконец, ответить себе на главный вопрос конкурса – «зачем» – о цели участия.
– Мотивация для поездки на соревнование может быть разная. Потребность в экспертной оценке собственных наработок. Жажда новых знаний. Дружба и знакомства. Победа, разумеется. Важно соблюдать баланс целей – «статуса» и «опыта». Если избыточно сконцентрироваться на первом, пропадут эмоции, живость, удовольствие от конкурса, а на втором – ухудшится самодисциплина, – резюмировала Мария Ахапкина.

Андрей Наумович Иоффе, автор методических пособий, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ поведал о том, с какими методическими испытаниями работники образования могут столкнуться на конкурсе.
– Стоит помнить: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает рамку, а не рассказывает, как учителю вести занятие. «Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего добавить, а тогда, когда ничего нельзя отнять», – утверждал великий французский писатель, поэт и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Достигнуть этого результата поможет блочно-модульная конструкция урока. У модулей всегда четкая структура, чтобы школьнику или студенту было удобно в нем ориентироваться. Также в нем есть вопросы и задания для самопроверки, которые помогают закрепить все пройденное. Учебный модуль объединяет в себе определения, упражнения, конспекты и другие виды работ. Также подразумевается, что ученик работает с ним самостоятельно. Преподаватель лишь дает рекомендации, направляет по ходу изучения модуля, отвечает на вопросы, – поделился Андрей Иоффе.
«Учитель – это дразнящий другой», – заинтриговал аудиторию Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ – «От школы обезличивания до школы разнообразия». Ребенок сам выбирает деятельность, на которой «едет» по миру, школа, в свою очередь, чтобы повысить его мотивацию к обучению, должна предоставлять ученику открытые задачи для решения.
– Чтобы быть бесшовными, уважаемые педагоги, воспитатели и преподаватели, станьте метапредметными. Метапредметность – это надпредметная сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметность подразумевает интеграцию содержания образования и направлена на устранение разобщенности знаний школьника и студента, разделенных по отдельным предметам, и получение ими представлений о целостной картине мира. Однако стоит учитывать: когда мы что-то сокращаем, в том числе, учебные программы, мы крадем смыслы у себя и учеников, – отметил Александр Асмолов.

«Errare humanum est, – убеждал современников латинский оратор и философ Сенека, – человеку свойственно ошибаться». Дмитрий Геннадьевич Медведев, преподаватель Курского автотехнического колледжа, абсолютный победитель федерального конкурса «Мастер года» 2024 года, предупредил педагогов, преподавателей и воспитателей об ошибках, которые можно совершить на конкурсном пути. Познакомим уважаемых читателей с некоторыми советами эксперта: предупрежден – значит, вооружен.
- Не отказываться от работы в команде. Слаженный коллектив – половина успеха в конкурсе.
- Тщательно изучать критерии оценивания на конкурсе. Даже блестящее выступление может оцениваться низко, если оно «не то, не так и не о том», как указано в Положении о проведении испытания.
- Избегать избыточной информации.
- Не злоупотреблять научными терминами.
- В ходе выступления придерживаться единой линии повествования.
- Не использовать шпаргалок: не зачитывать текст выступления с листа, смартфона или планшета.
- Не выходить из себя, контролировать эмоции при любых обстоятельствах.
- Гармонично двигаться по аудитории, не занимать статичное положение.
- Стараться быть собой, вести себя на конкурсе, как на обычном уроке, не копировать чужую манеру поведения – это заведомо проигрышная стратегия.
- Учитывать особенности региона, где проходит выступление.
- Использование личной информации должно быть уместным.
- Категорически избегать заучивания самоанализа. Между тем, план этого испытания составить полезно.
- Готовить запасные планы урока на случай форс-мажора.
- Избегать «звездной болезни» после победы на региональном этапе конкурса: это ослабляет самодисциплину при подготовке к федеральному.
Если для одних педагогов и преподавателей конкурсы – привычная среда, то для других пока еще – планы на будущее. Именно так их расценивает для себя Татьяна Альбертовна Головятенко, заведующая кафедрой педагогического образования РосНОУ.
– Нас с коллегами вдохновляет пример Международного конкурса молодых преподавателей вузов России и стран СНГ «Педагогическое начало», который проводился в конце десятых. Такие конкурсы профессионального мастерства планировались, но, как в народе говорят, «пока руки не дошли». Вдохновляемся примерами опытных конкурсантов и берем идею себе на заметку как интересный задел на перспективу, – подвела итоги дискуссии Татьяна Альбертовна.
Источник: Учительская газета