Сократить учительскую нагрузку: эксперт – о том, как ИИ облегчает жизнь педагогов
9 июня 2025, 11:39
О снижении нагрузки на учителей говорят постоянно и на всех уровнях власти. Мало того, что учителя вынуждены брать по две ставки, так еще многие из них работают шесть дней в неделю.

Опрос Федеральной инновационной площадки Минобрнауки РФ «Единыйурок.рф» показал, что подавляющее большинство учителей выступает за пятидневный режим работы. Так, 87% опрошенных педагогов указали, что при прочих равных условиях они предпочли бы работать 5 дней в неделю и иметь полноценные выходные в субботу и воскресенье. Более того, около 90% принявших участие в опросе учителей, работающих сейчас по шестидневке, хотели бы перейти на пятидневку.
В свое время министр просвещения Сергей Кравцов сообщал, что Минпросвещения совместно с Минтруда РФ ведут работу по снижению нагрузки на педагогов, не уменьшая заработную плату при этом. Также совместно с Рособрнадзором была проведена работа по снижению бюрократической нагрузки на учителей, утверждены требования, которые минимизируют бюрократическую нагрузку на воспитателей детских садов и преподавателей колледжей, уточнял Сергей Кравцов.
Как реально облегчить жизнь педагогов, рассказала сетевому изданию «Учительская газета» Елизавета Куренщикова, руководитель отдела по партнерству с учителями в онлайн-школе «Фоксфорд». Она отметила, что все технологии и методики интеграции ИИ в образовательные материалы опробованы и применяются учителями в Фоксфорде.
Елизавета Куренщикова, руководитель отдела по партнерству с учителями в онлайн-школе «Фоксфорд»:
– Согласно данным опроса, проведенного онлайн-школой «Фоксфорд» и «Учительской газетой» в 2024 году, больше половины (52%) преподавателей все еще не используют искусственный интеллект для оптимизации рутинных задач и только 8% знают, как автоматизировать операционные процессы с помощью ИИ. 40% опрошенных лишь изредка обращаются к этому инструменту.
При этом практика показывает, что ИИ — действенный способ снизить нагрузку на педагогов и сократить количество рутинных задач, которые замедляют рабочие процессы и приводят к выгоранию. По результатам внутреннего исследования Фоксфорда, большинство учителей, которые используют ИИ, применяют его главным образом для создания учебных материалов, текстов и/или изображений.
Так, с помощью технологий можно генерировать разные варианты заданий в зависимости от уровня класса или отдельных учеников, и таким образом поддерживать персонализированный подход в обучении.
ИИ совершенствуется, и сейчас технологиям можно доверить проверку не только тестов, но и развернутых письменных ответов. Преподавателю достаточно задать критерии, ориентируясь, например, на формат ОГЭ или ЕГЭ, а система поможет оценить работы по этим параметрам.
Еще один полезный инструмент — анализ динамики класса. Результаты опроса Фоксфорда показывают, что больше всего педагоги хотели бы автоматизировать подсчет результатов (34%) и отслеживание прогресса учеников в реальном времени (31%). Все это возможно с помощью нейросетей: анализ ответов, выявление повторяющихся ошибок, отслеживание динамики результатов каждого ученика, автоматическая генерация отчетов для родителей и школы.
ИИ также может проанализировать типичные ошибки в группе, выделить наиболее частые затруднения и дать обратную связь: «У тебя сложности с аргументацией» или «Твои ответы значительно улучшились за последний месяц» — это важно для поддержания мотивации у ребенка.
И все это — на базе уже доступных и зачастую бесплатных ИИ-инструментов. Да, педагогу потребуется время, чтобы освоиться. Но потом он сможет работать уже не один, а в паре с цифровым ассистентом, который быстро обрабатывает данные и заполняет отчетность, позволяя сосредоточиться на главном — на ученике.
Разумеется, чтобы ИИ стал помощником, а не «костылем», педагогам нужно учиться взаимодействию с ним. И здесь в первую очередь многое зависит от самого преподавателя — как и в любом профессиональном обучении, это личная ответственность. Уже сейчас есть проекты и курсы, которые помогают педагогам осваивать нейросети — на них можно разобрать конкретные педагогические кейсы: от генерации заданий до анализа прогресса учеников (например, такая программа есть в Фоксфорде). Особенно удобен онлайн-формат — он позволяет получать знания от практикующих специалистов без отрыва от работы.
Важно, чтобы такие курсы давали не только технические навыки, но и этическую базу: зачем и в каких ситуациях лучше использовать ИИ, как не навредить процессу обучения, как рассказывать школьникам про преимущества и ограничения. Реальность такова, что дети уже сейчас активно используют ИИ, поэтому задача педагога сложнее, чем просто добавить технологии в рабочий процесс — нужно понимать, зачем и когда именно следует обращаться к ИИ и учить этому детей. Технологии должны стать не заменой мышления и базовых знаний, а помощником и источником новых форматов для привычных задач и поддержания интереса.
Например, хорошо работает метод: «Сначала ответь сам — потом спроси у ИИ». Сначала ученик пробует решить задачу, а уже потом сравнивает свой ответ с тем, что предлагает нейросеть. Такой подход позволяет проверить знания, а также активирует память, внимание и критическое мышление. С той же целью полезно использовать ИИ в роли тренера: пусть задает вопросы, помогает повторять материал, предлагает тесты и карточки, а не просто выдает готовые решения.
Одна из эффективных методик — создать иллюстративный материал при помощи нейросети и попросить детей проверить его на достоверность, либо найти фактические ошибки, опираясь на изученный материал. Это приучает ребенка анализировать любую получаемую информацию, ставить под сомнение гипотетические данные и искать ответы в нескольких проверенных источниках.
Источник: Учительская газета