23 марта 2009
23 марта — День классного руководителя
Педагогический марафон 2009
Первая линейка мероприятий дня
С утра заговорили о том, что практика-то практикой, а вот психологические законы и механизмы действуют независимо от того, знаем мы их или нет.
Алла Фоминова, кандидат психологических наук из Нижегородского государственного университета прочитала лекцию «Роль значимого взрослого в формировании жизненного сценария ребенка». Речь шла о таких понятиях, как «сценарное предписание», «самопрограммирование». О том, что взрослые, не задумываясь особо, фактически «выписывают» своими словами, жестами, требованиями сценарий будущей жизни ребенка. Как раз в школьные годы, когда человек наиболее внушаем, восприимчив и доверчив, мы формируем в нем, как правило, средненького, а то и «проигрывающего» человека. Слова, которые настраивают позитивно, у нас не в ходу, и расти человеком «выигрывающим» ребенку трудно. Почему мы сориентированы на негатив? Лектор проводит эксперимент: есть четыре отношенческих квадрата: «я плюс и другие плюс», «я минус и другие минус», «я плюс - они минус», «я минус - они плюс» - разместитесь мысленно в том, в котором чаще пребываете. Увы, «любимый» квадрат - второй. «Почему?» - «Кризис. ЕГЭ…».
Как бы то ни было, но знать, что минусовая территория не единственная, уже хорошо. Иначе какие сценарии примут от нас дети?
Мастер-класс «Фестиваль классных идей» вела группа учителей и психологов из школы №5 и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Удомля Тверской области: Елена Андреева, Светлана Бик, Марина Гумарова, Елена Колосова и Юлия Хромова. Живой отклик вызывал каждый момент презентации опыта работы удомлинских педагогов: коллективная постройка Дома, проект «Океан» - все это подавалось не как «формы работы», не как «сценарии», а как практика шоу-технологий и технологий индивидуально-личностного развития. Для многих такие ходы показались абсолютно новыми. «Понравилось - все!» - писали участники в листах обратной связи. Ряд проектов из Удомли уже опубликован на страницах газеты «Классное руководство и воспитание школьников», другие готовятся к публикации.
Мастер-класс Татьяны Ле-ван, кандидата педагогических наук из Московского государственного педагогического института, назывался «СМИ и здоровье», проходил в форме работы в группах, а его содержанием было обретение педагогами опыта анализа рекламной продукции. Что на картинке о Кока-коле - и что за картинкой? Можно ли расшифровать намерения изготовителей и научить детей их считывать? Фактически - решалась проблема противостояния визуальной манипуляции. Решая ее, учителя проявили чрезвычайную наблюдательность и незаурядную компетентность.
Вторая линейка дня
Есть ли простые решения сложных проблем? Увы, самое «простое» - не создавать этих проблем неверными действиями. В кульминационной части программы речь шла об этом.
Владимир Луховицкий, учитель русского языка и права школы «Интеллектуал», руководитель научно-методического центра «Гуманист» прочитал лекцию «Система классных часов, посвященных профилактике ксенофобии и экстремизма в молодежной среде». По сути, это программа факультатива на 36 часов и масса интересных проектов, в том числе любопытные книги «Что делать в сложной ситуации» (советы детям от 10 до 14 лет) и часть вторая - от 14 до 18 лет, изданные Молодежным центром прав человека и правовой культуры. Об их приобретении, участии в проектах можно договориться с автором, связавшись с ним по электронной почте: luhovic@mail.ru
Наиболее интересные моменты лекции связаны с тем, как незаметно и просто формируются ксенофобские стереотипы: если все в острой ситуации молчат - значит, так и надо поступать; мне говорили «всегда поступай так», я и поступаю. Механизмы работы ксенофобских мифов на этих нюансах поведения и строятся. Главное, чему стоит учить детей: «Ни одна поведенческая стратегия не может быть абсолютной».
Тренинг «Психологические акции: простые способы решения сложных воспитательных задач» провели специалисты из центра «Точка ПСИ» Татьяна Беглова и Ирина Копейкина. Допустим, акция называется «Нам не все равно» - она может называться еще как-то, главное, чтобы она отражала актуальную для школьной жизни проблему и была массовой. С утра в школе социологический опрос (три вопроса с тремя ответами на выбор) отвечают не только ученики, но и учителя. К концу учебного дня - плакат в вестибюле с результатами: нарисованы весы, перевешивает чаша 57% и крупная подпись: «Чужие проблемы никого не интересуют?» Все это только старт для работы над социальными плакатами, которая проходит действенно и оживленно. В чем простота? В визуализации каждого шага акции. Работаем так, как интереснее детям.
Елизавета Меланченко, врач-невролог Московского Центра социально-трудовой адаптации и профилактики «Гагаринский» прочитала лекцию «Особый ребенок. СДВГ болезнь или педагогическая запущенность?» Несмотря на то, что на вопрос лектора «Кто из вас работает в специальных школах?» - поднялось очень мало рук, каждое слово лекции воспринималось на вес золота. Да и не лекция это была, а точные ответы специалиста на вопросы классных руководителей: СДВГ лечат или нет; как распознать ребенка со СДВГ, что с ним делать и откуда такие берутся? В самом деле, математический гений, а шнурки не может завязать. Балуется, а все запоминает. Вскакивает посреди урока и прыгает. Правил не понимает, ждать не может. Таких детей уже больше, чем полкласса: левое полушарие в дефиците, функции лобных долей не развиваются, энергетическое истощение… Что надо: задания давать персонально, конкретно, коротко. Наглядности, сколько бы вы ни создавали, им все равно не будет хватать, надо больше. Доска лучше белая (она сенсорно богаче). Нельзя опекать, монотонностью подавлять.
Как ни странно, постепенно разговор перешел на взрослых: как решать свои проблемы? Лепить. Шить. Рисовать. Вязать. Сенсорная активность очень поддерживает.
Третья линейка дня
«Мы хотим!» - отвечала аудитория на любое предложение ведущих проявить активность. Показывать. Рассказывать. Вспоминать. Хотим участвовать и общаться.
Мастер-класс Екатерины Александровой, доктора педагогических наук из Саратовского государственный университет им. Н.Г. Чернышевкого назывался «Тактики деятельности классного руководителя». Он отличался удивительной педагогичностью исполнения. И голос, и рисунки, и мультипликационные иллюстрации - все поддерживало и направляло слушателей и полностью соответствовало содержанию. «Классный руководитель - человек, без которого ребенок своих проблем решить не может». Наши педагогические тактики таковы, каков уровень активности ребенка. Где опека, забота, защита - а где поддержка и защита; наставничество и партнерство? Все зависит от того, в какой мере ребенок может или не может без нас обойтись. Правда, слушателям нелегко давались различия в определении тактик, особенно - представление о партнерстве. Естественно, ведь, как правило, один педагог - одна тактика. А надо бы владеть всем арсеналом.
Мозговой штурм «Копилка идей для Последнего звонка» вела Ольга Леонтьева, кандидат педагогических наук, главный редактор газеты «Классное руководство и воспитание школьников». Поначалу задача была поставлена жестко: объединитесь в группы и придумайте то, чего не проводили, не видели, «не про корабли и острова». И тут же была вынесена на обсуждение идея участия в празднике детских игрушек - отличная идея, но проработать ее при огромном скоплении народа было трудно. А получилось то, что реально могло получиться: люди рассказывали о своем удачном опыте проведения праздника, и каждый сюжет давал представление о том, какие же у нас разные и интересные школы.
День завершился прекрасным концертом «Властью песен - быть людьми». Для нас пел СЕРГЕЙ НИКИТИН!
Людмила Кожурина