Рейтинг@Mail.ru

10 апреля 2008

10 апреля — День учителя французского языка

Педагогический марафон 2008

Татьяна Чистякова предложила учителям свой авторский метод модернизации школьного французского. Он заключается в использовании на уроках не каких-то выдуманных текстов или отрывков классической литературы, а реальных новостных сюжетов французских СМИ.

Форма при этом остается привычная - это и тестирование, и аудирование, и ответы на вопросы, и грамматические упражнения. Такая методика позволяет решить сразу две задачи: дать ученикам основы живой разговорной речи, а заодно познакомить с проблемами современной Франции.

А поскольку одна из них - это приток нефранкофонного населения, то сайты некоторых французских СМИ обзавелись собственными обучающими программами, которые построены как раз по этому принципу: грамматика и лексика на материале последних новостей.

Татьяна Чистякова посоветовала учителям обратить внимание на сайт Radio France International (RFI), у которого есть отдельная рубрика «Французский язык», идеально подходящая для использования на уроках. Тем более что все аудиоматериалы можно не только прослушивать в онлайн режиме, но и скачивать.

По словам Татьяны Чистяковой, если на первых порах у всех школьников, независимо от уровня владения языком, возникают определенные сложности (именно потому, что живой язык не похож на язык учебников), то потом они погружаются в стихию разговорной речи и понимают практически все.

Упражнения, которые можно найти на сайте RFI, разнообразны, остроумны (что непривычно после наших учебников), а главное - практичны.

Большое внимание уделяется смысловым оттенкам, переносным значениям. Так, например, в словаре слово bleu обозначает синий цвет, а в новостях и в речи современных французов, как правило, национальную сборную по футболу. На сайте есть даже специальная рубрика «Современные слова» (Mots de l'actualité), где по алфавиту расположены слова, связанные с последними событиями во Франции и в мире. В статье, сопровождающей каждое слово, сначала дается новость, в которой оно прозвучало, а потом доступным языком объясняется его значение.

Очень интересна рубрика TCF. Test de Connaissance du Français - это экзамен Министерства образования Франции. На сайте RFI этот официальный тест на знание французского языка тоже целиком построен на отрывках из передач или новостей, по которым потом задаются вопросы на понимание и грамматические задания. Тематика очень разнообразна: от трудоустройства мигрантов до истории музыкальных инструментов. Ссылки на другие интернет-ресурсы, которые можно использовать на уроках, можно найти на сайте Центра французского языка Санкт-Петербурга.

Отдельный ряд мероприятий на дне учителя французского был полностью посвящен учебной литературе. Свои новинки представили как наши, так и французские издательства. Основная тенденция в учебниках - отказ от традиционных методов изучения грамматики. Заучивание правил и исключений, монотонные упражнения, неживые диалоги - все, что превращало грамматику в самый нелюбимый и тяжелый момент в изучении языка, постепенно уходит в прошлое. Происходит, скажем так, отказ от грамматики для грамматики. Все упражнения наполняются современным содержанием. Грамматика оказывается как бы спрятана внутрь, она откладывается в сознании попутно, между делом, а на первый план выходит обсуждение актуальных проблем Франции - социальных, экономических, культурных. Особенно приятно отметить, что почти все мастер-классы и презентации проходили на французском языке.

А в завершении этого дня Марафона педагоги смогли не только поговорить, но и попеть по-французски - на лекции-концерте Александра Аванесова, посвященной знаменитому шансонье Жаку Брелю.

Наталья Ключарева

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон