Рейтинг@Mail.ru

17 августа 2022

Библиотека имени К.Д. Ушинского: пространство профессионального творчества для современных педагогов Российская Федерация

Образование в СМИ

В 2023 году отмечается двухсотлетний юбилей основоположника научной педагогики России Константина Дмитриевича Ушинского. К этой дате готовится профессиональное сообщество разных регионов страны, и, конечно, особенно важна эта дата для сотрудников главной педагогической библиотеки страны, носящей его имя. 

Библиотека имени К.Д. Ушинского была и остается точкой притяжения для многих поколений учителей. В ее фонде собраны научные издания, учебники, методические разработки, статьи, очерки, монографии, посвященные воспитанию и образованию. 

О том, чем живет библиотека сегодня, какие проекты здесь реализуются, рассказывает руководитель Информационного центра Библиотеки имени К.Д. Ушинского Российской академии образования Виталий Сурвилло. 

Виталий Юрьевич, как в главной педагогической библиотеке страны проходит подготовка к юбилею Константина Дмитриевича Ушинского?

Еще в прошлом году мы начали разрабатывать проект «К.Д. Ушинский – гордость России». Проект предусматривает не только набор определенных юбилейных мероприятий, но и увязку всей текущей деятельности Библиотеки как Информационного центра Российской академии образования с педагогической концепцией, с педагогическими подходами Константина Дмитриевича. Иными словами, речь идет как бы о сверке нынешней работы на поприще образования с творческим наследием великого русского педагога XIX века. 

Началась разработка библиографического путеводителя по творчеству К.Д. Ушинского для педагогических классов средней школы. Мы обновляем Научно-педагогическую электронную библиотеку, даем доступ к полнотекстовому формату трудов крупнейших педагогов, психологов и деятелей народного образования, литературы о них, библиографии их работ, архивных материалов. Естественно, в этой электронной библиотеке представлены все 11 томов Собрания сочинений К.Д. Ушинского, четыре тома его архива.

Планируется проведение юбилейной выставки «К.Д. Ушинский и современники: взгляды на образование», отдельной выставки «Труды К.Д. Ушинского на языках мира». 

В рамках просветительской работы в 2023 году откроем в социальной сети «ВКонтакте» страничку «Взгляд из XIX века: подходы К.Д. Ушинского к современным проблемам образования», организуем цикл научно-просветительских лекций «Кино. Школа. Ушинский».

Как пополняется фонд Библиотеки? Почему ее материалы были и остаются актуальными для педагогов?

Мы отбираем новинки литературы по образованию, предлагаемые крупнейшими издательствами страны.
Вместе с тем, в отличие от многих других наук, педагогические труды прошлого не теряют своей актуальности и сегодня. Концептуальные подходы, методы Ивана Ивановича Бецкого, Федора Ивановича Янковича де Мириево, того же Константина Дмитриевича Ушинского, Владимира Яковлевича Стоюнина, Николая Александровича  Корфа, Сергея Александровича Рачинского, Петра Федоровича Каптерева, не говоря уже о педагогах XX века, востребованы и сегодня. Уверен, что регулярное «заглядывание» в труды педагогов прошлого – это не только интересно, это крайне полезно.

Не в каждой библиотеке образовательной организации можно организовать хранение трудов педагогов прошлого. Но взаимодействие этих библиотек с «Ушинкой» открывает беспрепятственный доступ к педагогическому наследию каждой школе и колледжу.

В каких изданиях нуждаются современные учителя? На чем, по Вашему мнению, следует сделать акцент?

Сегодня достаточно большое число трудов образовательной тематики. Даже при составлении федерального перечня учебников (ФПУ) эксперты Министерства просвещения отбирали не только сами учебники, но и различные методические пособия в помощь учителю. Нам это кажется важным, и мы особое внимание уделяем списку ФПУ и непосредственно учебно-методической литературе. 

Чтобы помочь учителю ориентироваться в море нарастающих публикаций, связанных с педагогическими науками, и подготовили дайджесты новинок литературы по образованию. Первые два дайджеста были опубликованы в августе этого года.

Как возникла идея создания этих дайджестов?

С одной стороны, перед нами стояла задача, поставленная президентом РАО Ольгой Юрьевной Васильевой, комплектовать фонды Библиотеки на основании рекомендаций ученых и специалистов РАО. Мы начали с информации о появляющихся книжных новинках и рассчитываем на обратную связь и на то, что в недалеком будущем нам удастся публиковать и рецензии экспертов на представленные публикации.

С другой стороны, мы понимали, что в настоящее время достаточно затруднительно следить за публикациями по вопросам образования в других странах, особенно в периодической печати. И мы решили, что для отечественных специалистов будет важным и интересным регулярное обозрение содержания ведущих журналов в сфере педагогических наук за рубежом.

Пока мы остановились на еженедельном формате дайджеста.

На какие книги из первых двух дайджестов Вы посоветовали бы обратить особое внимание?

Я могу, скорее, сказать о том, что привлекло мое внимание. Это труд Натальи Викторовны Семеновой «Разработка теории и методики социального воспитания подростков в отечественной педагогике 20–30-х годов XX века». Интересно будет также изучить книгу Олега Ермолаевича Лебедева «Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего», публикации ОЭСР.

Чем полезны эти дайджесты для педагогов, как они смогут их использовать в своей работе?

На мой взгляд, дайджест полезен в формате некоего навигатора. Педагоги будут в курсе появляющихся публикаций, и, если какая-либо аннотация привлечет их внимание, они спокойно могут обратиться в библиотеку РАО и ознакомиться с содержанием книги более подробно.

А специалистам, несомненно, важно иметь представление о тематике зарубежных исследований в области образования. 

Возьмите на заметку

Семенова, Наталья Викторовна. Разработка теории и методики социального воспитания подростков в отечественной педагогике 20–30-х годов XX века: учебное пособие / Н. В. Семенова, 2021. – 131 с.

Как может соотноситься в человеке его своеобразное, уникальное и общественное? Как гармонично сочетать и развивать в детях индивидуальное и общественное начало? Ответам на эти вопросы посвящена книга Натальи Викторовны Семеновой «Разработка теории и методики социального воспитания подростков в отечественной педагогике 20–30-х годов ХХ века». 

Эти вопросы не потеряли своей актуальности и сегодня: смысл уроков истории в том и заключается, чтобы в результате анализа опыта прошлого (а конкретно практик социального воспитания 20–30-х годов, периода разрушения основ традиционной образовательной системы и поиска новых педагогических теорий) увидеть возможности комбинирования инновационных методов и старых форм, ставших универсальными для мировой педагогики.

Лебедев, Олег Ермолаевич. Воспитание в школе. Диалектика прошлого и будущего: к 90-летию со дня рождения О. Е. Лебедева / О. Е. Лебедев, 2022. – 356 с.

Книга «Воспитание в школе. Диалектика прошлого и будущего: к 90-летию со дня рождения О.Е. Лебедева» – это, с одной стороны, фундаментальный анализ отечественных систем воспитания разных эпох с их меняющимися ценностными ориентирами, с другой – это приглашение к размышлению, дискуссии теоретиков и практиков педагогического сообщества.

Сегодня любая школа находится в ситуации выбора. Что такое школа: институт, представляющий интересы детей в мире взрослых, или институт, представляющий интересы взрослых в мире детей? По мнению автора, разрешить это противоречие удастся, если ценностными ориентирами школы станут вечные нравственные ценности, которые объединяют детей и взрослых

Библиотеки

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон