14 июля 2022
Ученые выявили неожиданное воздействие гаджетов на память ребенка Российская Федерация
Образование в СМИ
Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии образования провели исследование зависимости времени использования гаджетов и развития у ребенка саморегуляции, то есть способности контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение. Именно эти навыки лежат в основе успешной адаптации к школьному обучению, академической и социальной успешности. Выводы их полезны не только для родителей, но и для самой широкой аудитории.
Сначала маленький пример из жизни. Рассказывает преподаватель английского языка Наталья Ким из подмосковного города Железнодорожный (кстати, яростная противница игр детей в интернете). Она с внучкой семи лет выехала на дачу к знакомым. И они пошли погулять вдвоем по садовому товариществу. Ушли далеко. И на обратном пути взрослая женщина растерялась: не может вспомнить, куда идти, уж очень много поворотов и развилок дорог было пройдено. Зато малышка быстро сообразила и повела прародительницу уверенно обратно, по дороге комментируя: и этот дом она уже видела, и это колесо по дороге, и этот цветок на клумбе. В результате без труда нашли дорогу обратно. Стали разбираться, откуда у девочки такие навыки? И вспомнили, что малышка любит играть в компьютерную игру, напоминающую по смыслу популярную игру «казаки-разбойники» из далекого детства преподавательницы. Просмотрели игру. Оказалось, действительно грамотно составлена: развивает память и ориентацию в пространстве. Обратились к ученым, надо ли радоваться. И получили неожиданный ответ, что видеоигры способствуют развитию избирательного внимания у детей, но при этом на длительном внимании сказываются плохо. В общем, есть над чем задуматься…
В исследовании, о котором идет речь, ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и РАО исходили из того, что исключить гаджеты полностью из жизни ребенка невозможно, да и не нужно. Они повсюду. И, как показывают опросы родителей, при умелом использовании гаджеты даже могут помочь в развитии ребенка. Только при одном условии: родителям важно участвовать в выборе мультфильмов, приложений и видеоигр для детей. И конечно, тщательно отслеживать, с какой информацией чадо встречается в интернете, потому что именно особенности контента играют здесь решающую роль. И еще обязательно дозировать просмотр видеоконтента.
Исследования показали, что у детей 6–7 лет, пользующихся гаджетами 1–2 раза в неделю, наблюдается более высокий уровень развития саморегуляции и гибкости мышления по сравнению с теми ребятами, кто пользуется ими каждый день.
Еще одна важная информация для всех – опрос более 3 тыс. родителей из различных регионов нашей страны показал, что не они, а их дети являются инициаторами просмотра того или иного контента. И родители допускают то положение, что гаджет может самостоятельно обучить чему-либо ребенка без их вмешательства. Тем самым они фактически соглашаются с тем, что электронные устройства вытеснили их из ситуации взаимодействия с ребенком. Но ученые подчеркивают, основываясь на данных исследования, что как раз роль родителей в развитии саморегуляции ребенка намного превосходит роль гаджетов.
Как и ожидалось, исследования подтвердили, что пассивное сидение перед экраном монитора за видеоиграми-«догонялками» мало что дает ребенку. И дети, которые пользуются только развлекательным контентом, проигрывают по уровню саморегуляции сверстникам, которые умеют использовать гаджеты для общения, фотографии, навигации, поиска информации и для решения других, более сложных задач.
Пассивное сидение плохо сказывается на способности ребенка к обработке словесной информации. Чтобы развивать речь ребенка, родителю лучше давать ему те программы и приложения, где ему приходится активно взаимодействовать с устройством. Или подробно обсуждать просмотренный контент с ребенком.
Вместе с тем институт возрастной физиологии РАО на основе исследований рекомендовал родителям ограничить для детей время пользования гаджетами. Электронные устройства допустимо брать в руки не более чем на два часа в сутки. А кроме того, специалисты советуют минимизировать время, проведенное с гаджетами в соцсетях, в течение учебной недели. По статистике, в среднем экранное время ребенка в возрасте 2–4 лет составляет около 2,5 часа в день, а для детей 5–8 лет – более 3 часов в день. Рекомендация такая: не допускать детей до 2 лет к любому взаимодействию с гаджетами из-за возможного негативного влияния на эмоциональное, личностное и когнитивное развитие.