16 мая 2022
Успеть за две недели: названы самые частые ошибки в ЕГЭ по русскому и математике Российская Федерация
Образование в СМИ
Русский язык
Ошибки участились в одном из самых легких заданий (№ 22) — в нем требуется прочитать текст и ответить на вопрос. В 2021 году с ним справились только 63 процента школьников, и главная причина неудачи была в невнимательности. Эксперты советуют не торопясь читать текст и обращать внимание на отдельные части.
Еще одно сложное задание — № 23, где надо указать тип текста (повествование, описание или рассуждение). Как показывает практика, сложнее всего школьникам определить рассуждение, особенно если в отрывке нет четко выраженного тезиса и доказательств.
«Опасным» оказалось и задание № 12, в котором нужно написать окончание глагола и суффикс причастия или деепричастия (например, «борющийся», «тающий», «дышащий»). Чтобы не допустить ошибку, следует определить начальную форму глагола и его спряжение. В прошлом году с заданием справились меньше половины школьников.
Также из года в год школьники «попадаются» на правописании -н- и -нн- и не (ни), и сложности, в том числе, возникают из-за путаницы между полной и краткой формами.
Сочинение
Каждый год эксперты замечают ошибки с употреблением «то, что». В конструкциях «сказать, что», «подумать, что» лишнее «то» писать не нужно. Между тем одна из самых распространенных фраз в сочинении — «автор хочет нам донести то, что…». Правильнее написать: «автор говорит, что» или «автор пишет, что».
Заметны сложности в предложениях с однородными членами и с падежами. Например, предложение «Только внутренне сильный человек сможет постоять за свою родину, гордиться и беспокоиться за неё» неверно и должно быть построено так: «Только внутренне сильный человек может постоять за свою родину, гордиться ей и беспокоиться за нее.»
Употребление деепричастных оборотов — еще одна область, где ошибки крайне часты. Всем известна хрестоматийная фраза «подъезжая к станции, с меня слетела шляпа», однако часто школьники не могут увидеть такое же неверное построение в своей работе.
Математика
С этим предметом все сложнее, чем с русским. Средний балл по нему ниже, а подготовка требует большей основательности. При подсчете результатов в прошлом году в ФИПИ условно разделили учеников на сильную и слабую группы. В первую вошли чуть больше 30 процентов школьников, во второй оказались остальные 70 процентов. Задачи в первой части ЕГЭ могут выполнить почти все, задания из второй части экзамена некоторые даже не начинают.
Первая часть
Задание № 4 — единственное в ЕГЭ по математике, к которому даются формулы из тригонометрии. Но даже видя их, выпускники делают ошибки. «Слабые» ученики чаще всего не умеют их применять, что можно исправить постоянной практикой. У сильных с заданием обычно сложностей нет, но иногда есть неточности в вычислениях.
Еще одно непростое задание — № 6 на понимание производной. Из года в год подростки невнимательно читают задачу и путают функцию с ее производной.
Также есть сложности с заданием № 8 — текстовой задачей. В сильной группе она под силу почти всем — 94 процентам, а в слабой — всего 4,7 процента. Сначала нужно составить уравнение, а затем правильно интерпретировать результат: записать в ответ именно то, что требовалось узнать в условии, а не полученное в уравнении.
Вторая часть
Здесь разница в результатах между слабыми и сильными учениками еще заметнее.
В заданиях № 12 и 14 важно обратить особое внимание на поиск области допустимых значений, именно в нем кроется половина успеха при выполнении. Для решения задачи № 14 также важны фундаментальные знания по методу интервалов. Часто подростки, даже понимая его суть, не могут грамотно описать последовательность действий. Они повторяют решение по памяти или по аналогии с другими примерами, выполненными ранее, однако это провоцирует ошибки.
Сложности есть и с выполнением задания № 15 — экономической задачи. В нем встречаются два типа ошибок: неправильно составленная экономическая модель и неточности в вычислениях. Причем в последние годы вычислительных ошибок гораздо больше. При подготовке следует доделывать задачу до конца, даже если есть полная уверенность в правильности модели.