16 февраля 2022
Как преодолеть финансовое неравенство среди учителей Российская Федерация
Федеральные новости
На прошлой неделе вышла новость о том, что шесть регионов перейдут на новую систему оплаты труда учителей. Казалось бы, ожидания от эксперимента большие, но конкретных сведений о том, сколько будет получать учитель и какие преимущества у него будут при новой системе оплаты труда, пока недостаточно. Говорится лишь о том, что ключевыми предложениями нового подхода станут повышение размера ставки, базового оклада, что позволит привлечь молодых специалистов в школу. Кроме того, приведена обоснованная дифференциация по квалификационным уровням, а также предлагается единый перечень выплат.
Если говорить о том, как у нас сейчас устроена система оплаты труда, то очевидно, что она не эффективна прежде всего потому, что замысел платить по результату провалился. И объем стимулирующих выплат близится к нулю и объективной методики расчёта результативности так и не появился.
А «погоня за средней» вообще нивелировала любую системность в оплату труда. Каждый регион назначает свой базовый оклад, исходя из этого начисляется разная заработная плат, которая искусственно дотягивается до средней. То есть возникает финансовое неравенство, когда учителя из разных регионов получают разную зарплату за одну и ту же работу. Это неправильно.
Прежде всего потому, что финансовое неравенство неизбежно влечет за собой образовательной неравенство.
Другая новость – лидер фракции «Новые люди» в Государственной думе Алексей Нечаев предложил ввести федеральный оклад учителя, платить за одну ставку 75 000 рублей. При этом разработать единую федеральную методику расчета и единый объем оклада. Перейти в целом на окладную систему оплаты труда.
Это мощный вызов и ведомству и задача законодателям, это системное предложение, в отличие от тех полумер, которые сейчас собирается делать правительство в пилотных регионах. И я считаю, что это вполне реалистичное предложение.
Тем более уже сейчас есть кейс прямого федерального финансирования заработной платы работников муниципальной организации – советников по воспитанию в школах. Это пилотный проект «Навигаторы детства» (советники), который запустился в 10 регионах.
Максим Гулин, первый заместитель председателя Комитета по просвещению ГД