Рейтинг@Mail.ru

2 июля 2021

Пандемия заставляет университеты меняться Российская Федерация

Образование в СМИ

У вузов из топ-100 все последние годы бурно росла активность в области научных исследований. За пять лет количество научных публикаций, индексируемых в базе Scopus, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX выросло в среднем более чем в 3 раза – с 1000 статей (с 2010 по 2014 г.) до 3200 статей (с 2015 по 2019 г.). Основной вклад в рост показателей внесли университеты с сильным естественно-научным и инженерным профилем – технические вузы и классические университеты. По объему научных публикаций разница между результатом технических и экономических вузов огромна: технические вузы из топ-30 за пять лет в среднем создали 7300 статей, экономические – менее 1500. Примечательно, что среди 10 лучших вузов по уровню научно-исследовательской деятельности нет ни одного экономического вуза – все места в этом субрейтинге достались «технарям» и классическим университетам. При этом экономические вузы наибольшего прогресса достигли в области развития программ постдипломного образования. Так, среди экономических вузов из топ-20 рейтинга прирост объема средств, полученных за счет реализации дополнительных профессиональных программ, составил 18,7%, тогда как среди остальных вузов из двадцатки – менее 10%. Укрепление связей с рынком труда способствовало тому, что в рейтинге 2020 г. сразу три ведущих центра подготовки экономистов продемонстрировали рост в рейтинге: РАНХиГС переместилась с 11-го места на 10-е, Финансовый университет – с 15-го на 14-е, а РЭУ им. Г. В. Плеханова – с 18-го на 16-е.

Многие эксперты еще недавно прогнозировали, что публикационная активность отечественных ученых близка к насыщению. Однако экспресс-опрос по результатам рейтинга показывает, что удаленный режим позволяет сосредоточиться на систематизации проделанного за последнее время и может дать дополнительный импульс к написанию научных статей.

Мобильность под вопросом

Рейтинги RAEX фиксируют рост международной интеграции в образовательной сфере. Средняя доля иностранных студентов по всем участникам рейтинга 2020 г. составила 10,3%, тогда как в рейтинге 2017 г. она равнялась 8,3%. Доля обучающихся по программам двух дипломов, которые реализуются с зарубежными партнерами, почти вдвое превысила средний результат трехлетней давности (0,83% против 0,45%). Однако из-за пандемии сохранить высокую динамику показателей международной интеграции вузам малореалистично, считают опрошенные RAEX представители вузов. Сегодня университеты вынуждены предлагать студентам из-за рубежа удаленное обучение. «Всем иностранным студентам мы говорим, что если осенью очные занятия не начнутся вовремя, то поначалу обучение будет происходить в онлайн-формате», – сообщил проректор МГИМО Андрей Байков.

В среднесрочной перспективе проблема с привлечением иностранных студентов будет связана скорее не с закрытыми границами, а с экономическими причинами. «В мировой экономике ожидается как минимум рецессия, а возможно, и глубокий кризис. Домохозяйства сейчас будут выжидать, а потом решать, смогут ли тратить деньги на образование детей за рубежом, – говорит проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков. – Очень вероятно, в ближайшей перспективе сократятся потоки студентов на программах международной мобильности». А многие западные исследователи ожидают сокращения количества студентов из Китая, в том числе из-за падения ВВП этой страны. Ожидается, что университеты будут активнее предлагать иностранным студентам дистанционное обучение – и не только как экстренную меру, но и как типовой образовательный продукт. Основу клиентской базы в этой нише составят небогатые или экономные студенты: при удаленном обучении можно не платить за проживание за рубежом и сэкономить на стоимости обучения – дистанционное скорее всего обойдется дешевле.

Экспериментальный онлайн

Весной 2020 г. российские университеты приобрели первый, при этом вынужденный, опыт масштабного перехода на удаленный формат. В вузах признаются, что переход на онлайн в таких масштабах никогда не прорабатывался, но, с другой стороны, это позволило оценить технологическую готовность и даже сломать стереотипы некоторых преподавателей, ранее работавших исключительно в традиционном очном режиме.

Результат эксперимента с удаленкой выявил огромные различия между возможностями лидеров рейтинга RAEX и всеми остальными – вузы из топ-20 рейтинга перевели процесс в дистанционный формат значительно лучше, чем середняки. Вузы средней руки, не имеющие обширного качественного виртуального контента, вынуждены прибегать к помощи более прогрессивных университетов. Так, курсы НИУ ВШЭ слушают 20 000 студентов из 60 российских и зарубежных университетов. А на курсы Санкт-Петербургского политехнического университета с момента начала пандемии записалось свыше 45 000 слушателей сторонних вузов. При этом в исследовании RAEX на тему дистанционного обучения отмечается: большинство студентов относятся к онлайну как к вынужденной мере, но не как к достойной альтернативе традиционному образованию.

Источник: Ведомости
Высшее образование

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон