11 мая 2021
Эксперты выяснили, какие задания по функциональной грамотности самые сложные для школьников Российская Федерация
Образование в СМИ
Марафон включал онлайн-диагностику и курс повышения квалификации для педагогов, а также курс по работе с информацией для учащихся первых-четвертых классов.
Как отметили в компании, сегодня функциональная грамотность крайне востребована — школьники разных возрастов пишут диагностические работы по читательской и математической грамотности, а также участвуют в международных исследованиях: PISA, TIMSS, PIRLS, что входит в цели национального проекта «Образование».
Пока одно из самых значимых исследований функциональной грамотности в мире, PISA, показывает, что в России функциональная грамотность у учеников развита средне. В этом году проводится новое исследование, результаты пока неизвестны. Между тем, такие результаты объяснимы: педагоги в основном развивают ее интуитивно, а заданий, которые направлены не на проверку, а на развитие, крайне мало.
Задания Марафона по функциональной грамотности «Яндекс.Учебник» были разработаны специально для того, чтобы дети научились понимать, каких данных не хватает в источнике и как их восполнить, а также комплексным умениям работать с информацией, поскольку это один из ключевых навыков современного человека.
«Важно понимать, что Яндекс.Учебник не должен быть единственным инструментом для формирования функциональной грамотности: задания из космической подборки и из курса «Работа с информацией» вряд ли сформируют комплекс умений с нуля. Они, скорее, могут задать направление, являться примером, на который учителю удобно ориентироваться», — считает руководитель направления «Словесность» в «Яндекс.Учебнике» Анна Булгакова.
В мероприятии приняли участие 146 тысяч детей и 40 тысяч учителей со всей России. Для этого проекта методисты разработали около 500 оригинальных заданий.
Из трех блоков навыков — ориентироваться в источнике информации, извлекать информацию и работать с недостающей информацией — самые большие затруднения у школьников (в 40 процентах случаев) вызвали задания, связанные с извлечением информации. Среди таких упражнений сложнее всего оказались те, где требовалось найти в тексте несколько единиц информации (в частности, найти на рисунке информацию о расположении островов), а также сопоставить данные в словесном повествовании с теми, которые указаны на карте, схеме или иллюстрации.
Как отметила Булгакова, в основе функциональной грамотности лежит функциональное чтение, которое помогает извлекать и понимать информацию в разных видах — текста, фото, речи, графиков, иллюстраций, видео, схем, а также работать с ней, интерпретировать, анализировать и сопоставлять.
«Без него [функционального чтения] другие виды функциональной грамотности — математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции — будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста, — прокомментировала Булгакова.