6 мая 2021
«Майские» указы не спасли учителей от бедности Российская Федерация
Федеральные новости
7 мая исполняется девять лет «майским» указам президента, согласно которым учительская зарплата не должна быть меньше средней по региону. Уже в 2015 году чиновники поняли, что проще искусственно снизить среднюю зарплату по области, чем дотянуть до нее заработок педработника. Однако даже эти игры со статистикой не позволили всем регионам в полном объеме выполнить поручения Владимира Путина. При этом в более чем четверти субъектах РФ в 2020 году средние педагогические зарплаты не дотянули даже до отметки в 30 тысяч рублей в месяц.
В апреле Росстат представил данные по средней зарплате в каждом российском регионе и средним зарплатам педагогических работников за 2020 год. Эксперты профсоюза «Учитель» проанализировали выполнение «майских указов» президента накануне их девятилетия. Выяснилось, что в прошлом году учителя из 26% регионов в среднем получали менее 30 тысяч рублей, а в 43,5% субъектах РФ от 30 до 40 тысяч. Получкой свыше 50 тысяч могут похвастаться только педагоги регионов Крайнего Севера и экономически успешных субъектов федерации: Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Самые низкие зарплаты обнаружились у учителей Ингушетии, в среднем они получали 23 691 рубль, чуть больше было начислено педагогам Кабардино-Балкарии — 24 096 рублей и Карачаево-Черкессии — 24 339 рублей.
Для выполнения «майских» указов президента правительство пошло на хитрость еще в 2015 году. Понятие «средняя заработная плата» было заменено на «средний доход от трудовой деятельности», куда включили данные о доходах работников неформального сектора, в том числе иностранных граждан, работающих у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Естественно, это существенно понизило среднюю температуру по больнице и упростило задачу по подтягиванию к заданной цифре учительских зарплат для региональных чиновников. Так, в 2020 году средняя заработная плата по стране составляла 51 083 рубля, а средний доход от трудовой деятельности, к которому теперь привязаны учительские зарплаты, достиг всего 42 366 рублей. Таким образом, разница между этими показателями составила 21%, за 6 лет разрыв увеличился вдвое.
- При анализе данных по учительским зарплатам, мы использовали старую методику, которая действовала в момент издания президентом «майских указов», - объясняет оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. - При таком подходе получается, что в 2020 году майские указы были полностью выполнены лишь в 4 регионах страны. В среднем по стране размер учительских зарплат составил 85% от средней зарплаты по регионам вместо декларируемых 103%. Для наиболее бедных регионов этот показатель опускался еще ниже. Проблема еще и в том, что в среднюю заплату педагогического работника включаются зарплаты завучей, это противоречит смыслу «майских» указов и искусственно повышает средний уровень зарплат учителей. По словам эксперта, при определении окончательных цифр есть и определенные махинации со ставками. Если педагог работает на полставки, то в подсчетах он идет как 0,5 работника, однако многочисленные учителя, которые сейчас трудятся на 1,5, а то и на 2 ставки, попадают в статистику как один работник. Естественно, для выполнения майских указов выгодно, чтобы учителя брали не 18 стандартных часов, а 24 и даже 36, а также другую дополнительную нагрузку, тогда их зарплату проще дотянуть до средней по региону. При этом, когда две трети учителей работает на 1,5 ставки и более, говорить о качестве образования уже не приходится. Также в среднюю зарплату учителей включаются доходы и от платных кружков, в связи с этим в некоторых регионах родителей буквально принуждают отдавать своих детей в такие секции.
- «Майские указы» сформулированы так, что даже полное и честное их выполнение не исключает наличие в стране учителей на пороге бедности, - считает Ольга Мирясова. - Проблема в том, что в указах не уточняется, за какое количество учебных часов должна выплачиваться зарплата соответствующего уровня. Кроме того, наблюдается очень большой разрыв в зарплатах учителей школ федерального, регионального и муниципального подчинения. В последнем случае они могут быть в разы меньше за одну и ту же работу. Мы уже давно говорим, что выход из этой ситуации только один: необходимо установить фиксированную оплату труда учителей в размере не ниже 2 МРОТ за одну ставку (18 часов), а компенсационные выплаты и надбавки привязать к размеру этих окладов.