5 апреля 2021
Учи меня по-советски Российская Федерация
Образование в СМИ
Подпольное образование
Спальный район Иркутска, единственный чуть ли не на целый квартал фонарь густо завешан объявлениями. Среди предложений купить картошку свежего урожая или гараж – объявление о наборе в первый класс, ребятишек предлагают учить по советским учебникам. Звоним по объявлению. На том конце провода оказывается обыкновенная мама, которая недовольна современным образованием и ищет таких же ностальгирующих и уверенных в исключительности советского образования родителей.
«Нет, что вы. Какая школа. Дети переходят на семейное образование», – отвечает мама Оля на вопрос о месте проведения уроков.
Принцип советского образования спустя 30 лет после развала Союза чуть ли не подпольный – родители снимают офис, приобретают мебель и учебники, сами ищут учителя, по очереди водят детей по кружкам.
«Всего по пять-шесть ребятишек в классе, никаких телефонов и техники, только доска, мел и живое общение. А советские учебники? Ну это же полнейший восторг! Они простые для понимания, в них много примеров на отработку, материалы подаются в комплексе, есть мощнейшая межпредметная связь. А что современная школа... Кошмар и ужас», – делится своими эмоциями мама.
Правда, на вопрос, сколько уже ребятишек в классе, родительница признается, что пока никто особо не готов к экспериментам.
«Но в Иркутске уже есть один класс, в который не попасть. Очередь огромная! Да и в городах поближе к столице спрос на классическое образование бешеный», – подчеркивает женщина.
Самые дорогие слова: мама, Родина, Ленин?
Спрос, по всей видимости, действительно есть. Наряду с обычными современными школьными учебниками в сети без труда можно купить «отреставрированные» советские пособия. «Букварь» за 600 рублей, «Природоведение» за 500. Цены далеки от привычных советских 1 р. 30 коп. Товарищ Ленин такого бы не одобрил.
Справедливости ради надо сказать, что решившиеся на переиздание советской учебной классики энтузиасты решили убрать из пособий любую пропаганду, на страницах учебников только всем знакомые с детства картинки, правила, задания, упражнения.
«Дорогой друг. Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин», – теперь этой агитки в современном букваре нет.
По словам мамы Оли, в их советском расписании не будет лишних предметов, все строго и по делу – природоведение, русский и английский языки, чтение, арифметика, изо, пение. Физкультуру вполне могут заменить занятия в спортивных секциях, а уж дополнительное образование дети и родители выберут себе по вкусу.
Цена вопроса (недёшево)
По самым скромным подсчетам, первичные вложения в достойное образование ребенка обойдутся примерно в семь-восемь тысяч рублей – это вложения в покупку мебели и учебников, без учета канцелярии и школьной одежды. Ежемесячные расходы чуть выше. Аренда офиса на весь класс, состоящий из пяти-шести учеников, составит около 10 тысяч рублей в месяц, зарплата учителя – порядка 20 тысяч. К среднему арифметическому около шести тысяч на каждого ученика еще прибавить стоимость платной физкультуры и кружков, это никак не меньше 2 тысяч рублей ежемесячно. Итого вложения в начале учебного года составляют около 15 тысяч рублей. Без учета расходников и одежды. И это вполне себе гуманные иркутские расценки.
Четырехлетний советский рай
Мама Оля с грустью сообщает о самом большом недостатке офисной советской школы – ее недолговечности. Организовать полноценное образование для учеников 5–11-х классов в условиях офиса практически нереально. Так что после начальной школы ребятишкам придется расходиться по другим образовательным учреждениям. Своего ребенка Ольга видит исключительно учеником престижного иркутского лицея. Активная родительница надеется, что к моменту перехода ее дочери на вторую ступень образования «она что-нибудь придумает», но на всякий случай будет собирать портфолио, чтобы отдать дочку в хоть и престижную, но «кошмарную и ужасную» современную школу.
Что такое советская школа на самом деле?
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский считает, что это абсолютно нормальная ситуация, когда родитель хочет, чтобы его ребенок получал такое же по способу образование, как было у него. Но время изменилось: раньше дети росли и учились в стабильной ситуации советской определенности, под это и была «заточена» советская школа с ее алгоритмами. Современным же выпускникам предстоит жить и работать в условиях непредсказуемости будущего, так что старая модель образования едва ли позволит ему социализироваться.
«А все потому, что будет ожидать повторения тех алгоритмов, которым его научили. Что такое советская школа? Это заучивание алгоритма. Не важно, в математике, написании сочинения, правилах поведения. Есть определенные алгоритмы действий, школа их дает, ты их учишь, отвечаешь на уроках или экзаменах, получаешь отметку, и это тебе гарантирует успешную жизнь. Гарантировало, пока эти алгоритмы работали. Сейчас неизвестно, какими будут отношения через несколько лет. В этом смысле задача школы изменилась», – считает Адамский.
Советское образование «посыпалось» задолго до развала Союза
По большому счету путь советского образования можно разделить на три отрезка. Первый этап стартовал в 20-е годы, и его первоочередной задачей была ликвидация безграмотности. После революции Россия была поголовно безграмотной страной, и за короткий срок удалось с этой проблемой справиться. Правда, сделано это было чисто в идеологических целях, чтобы все могли читать газету «Правда». Второй этап развития пришелся на войну. Героизм и патриотизм – все это результат советской школы. А в третью волну была востребована массовая техническая интеллигенция. С этой задачей тоже удалось блестяще справиться. В 1970–80-е годы запал иссяк. Потребности изменились, и школа «посыпалась». В 1984 году не кто иной, как ЦК КПСС, советское правительство приняли постановление о реформе советской школы. Все думают, что реформа школы началась в перестройку. Ничего подобного. Реформа началась до перестройки. В 1982-м началась разработка, а в 1984-м была принята черненковская реформа.
«Прежний способ образования заключается в передаче детям огромного объема знаний. В итоге 25% детей усваивают программу, и из них около 3% становятся деятелями науки, культуры, искусства. Так это было построено. Но сегодня выиграть гонку, например, в искусственном интеллекте так же, как выиграли гонку в войне или в индустриализации, не получится. Нужна опора на персонализацию, индивидуальное развитие, а это уже другой способ образования. Не фронтальный, а персонализированный. К этому родители не очень готовы», – отмечает Александр Адамский.
Пусть все будет так, как раньше!
Возвращение в прошлое существует только в фантазиях ностальгирующих взрослых. Дети уже выросли в другом, неопределенном мире, с его цифровизацией и постоянными вызовами.
У них другой тип грамотности и знаний, так что модели советской школы к ним неприменимы.
Это взрослым надо пытаться наладить контакт с молодым поколением, но никак не детям подстраиваться под взрослых. Решить эту проблему с помощью формулы «Пусть будет все так, как прежде» как минимум неправильно.
«В советской школе была масса потрясающих и важных вещей. Эта была нормальная школа пора, которая изобиловала массой достоинств. Огромное количество новаторских вещей, инновационная деятельность, кабинетная система, которая пришла в советскую школу одной из первых в мире. И те самые преданные своему делу учителя, которые получали такую же маленькую зарплату и пользовались таким же не очень высоким статусом, как и сегодня. Я бы так резко не разделял, что вот советская школа ушла, а мы живем в другом мире. Непрерывность педагогических традиций очень важна», – считает Адамский.