18 марта 2021
Глава Минобрнауки заявил о "лишних" вузах в Москве Москва
Федеральные новости
Государство меняет подход к поддержке системы высшего образования. Если прежде она доставалась главным образом паре-тройке десятков элитных университетов страны, то теперь приоритетом становятся региональные вузы. Именно они получат основные прибавки бюджетных мест и дополнительных бюджетных вливаний, сообщил в ходе правительственного часа в Совете Федерации 17 марта глава Минобрнауки Валерий Фальков.
У моего хорошего знакомого была присказка: «Пережили голод, переживем и изобилие». На данный момент, похоже, «пережили» свое изобилие самые брендовые отечественные университеты. Государственного финансирования им, понятно, не урежут, но дополнительные средства из бюджета по большей части теперь пойдут мимо них — прямиком в регионы, долгие годы прозябавшие на голодном пайке.
- Одной из главных проблем стала чрезмерная концентрация науки и высшего образования в Москве и Санкт-Петербурге, где расположено более четверти (свыше 200) всех российских вузов,- разъяснил причины смены основного вектора Фальков.- Из-за этого регионы теряют самое ценное — талантливую молодежь, которая уезжает на учебу в столицы и оттуда уже не возвращается. Поэтому наша задача — создать все условия для того, чтобы вывести региональную высшую школу на новый уровень и сократить разрыв между ней и ведущими университетами, годами получавшими дополнительную бюджетную поддержку.
Решать эту задачу, в частности, будут путем перераспределения бюджетных мест в вузах. Отнимать их у ведущих университетов, понятно, никто не станет, заверил министр. Но основная часть дополнительных бесплатных мест уйдет в регионы, что, кстати, уже произошло прошлым летом. Тогда Минобрнауки дополнительно выделило 11 433 бюджетных места, из которых более 9,5 тыс. (83,7%) получили регионы. В итоге «в период пандемии была обеспечена доступность бесплатного высшего образования для 60% выпускников школ. В 2021 году выпустятся 697 тыс. одиннадцатиклассников, для которых выделено 542 тыс. бюджетных мест (+9% к уровню 2020 года), из них в бакалавриат и специалитет — 422 тыс. В итоге каждый второй выпускник школы будет обеспечен очным бюджетным местом, конечно, на конкурсной основе, и это увеличение объема бюджетных мест, львиная доля которых достанется регионам, продолжится до 2030 года», - уточнил Фальков.
Другой «привязкой» абитуриентов к родным местам, по замыслу Минобрнауки, должно стать бурное развитие вузовской науки (точнее, пожалуй, было бы сказать ее реанимация), а на этой основе — запуск «интересных проектов, способных удержать молодежь в своем регионе». Уже разработаны специальные программы, рассчитанные на сотни вузов-участников, и запущены первые Научно-образовательные центры (НОЦы), объединяющие усилия университетов, исследовательских институтов и бизнеса в решении реальных задач региональных экономик. Более адекватными стали и критерии оценки работы вузов, напрямую связанные с уровнем их финансирования: так, вместо мест наших вузов в международных рейтингах, их теперь будут оценивать по вкладу в социально-экономическое развитие регионов, да и наукометрических показателей вроде количества публикаций преподов и научных сотрудников также поубавилось.
Привязку абитуры к родным местам призвано обеспечить и целевое обучение. Заключить такой договор с вузом теперь можно будет не только абитуриентам, но и уже поступившим, причем на любом этапе обучения. Уже в 2020 году число принятых целевиков увеличилось на 5 тыс. или на 10% по сравнению с 2019 годом, уточнил министр. (Особенно много их приняли на медицинские, педагогические и транспортные направления подготовки). И эта практика продолжится.
Правда, на выбранном пути существуют и серьезные риски, предупредил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев: «Так, НОЦы предполагают привлечение внебюджетных средств, а они не гарантированы» (добавим, особенно, в условиях общего экономического кризиса, вызванного пандемией). Нехватку средств, по мнению Зайцева, могло бы восполнить государство. Однако на это, к сожалению, вряд ли стоит рассчитывать всерьез. Бюджетное финансирование науки (впрочем, как и высшего образования) в нашей стране и так едва достигает беспрецедентно мизерного уровня в 1% ВВП. И повышать его никто явно не собирается.