25 января 2021
В Мосгордуме рассказали, как дистанционное образование отразилось на школьниках Москва
Региональные новости
Затянувшаяся дистанционка самым пагубным образом сказалась на качестве знаний школьников. Поэтому педагогам по предметам, которые дети не сдают этим летом в 9-х и 11-х классах, хорошо бы умерить свои требования, чтобы дать ребятам возможность подготовиться к экзаменам. С таким призывом к российским учителям на онлайн-конференции в «МК» выступил председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович. Депутат также ответил на вопросы читателей «МК» об итогах первой недели очного обучения и рассказал, каким образом школьников лучше возвращать к обычному режиму учебы, сохраняются ли в школах меры эпидемиологической безопасности и что в российском образовании пандемия изменила навсегда.
Можно ли как-то оценить последствия дистанционки? Сильно ли пострадал уровень знаний?
— После ЕГЭ-2020 Рособрнадзор отчитался, что все у нас хорошо и качество знаний ребят не упало. Но не надо иллюзий! Падение точно есть, хотя в разных школах и по разным предметам оно разное. Авральный и тотальный переход на дистанционное образование обнажил и другую проблему — недостаток самостоятельности наших школьников. Помимо сильных традиций, оставшихся нам от советской школы, есть вещи, от которых надо уходить. Одна из них — директивное и авторитарное образование, когда учитель вещает у доски, а ученики слушают и воспроизводят. Сегодня нужна другая история, ведь на дистанте от учащихся требуется гораздо больше ответственности, самостоятельности и внимания, к чему наши ребята не очень приучены. Им надо давать больше самостоятельности на уроке, не диктовать ответы, а приучать искать их. Это очень трудная задача. Но не решать ее нельзя, а дистанционка без этого вообще не будет работать.
Был ли контроль полученных знаний во время дистанционного обучения? Что с успеваемостью школьников, нет ли отставания от школьной программы?
— Если честно, то пройти всю школьную программу не удалось! Контроль при дистанционном режиме тоже совсем не тот, что при очном, поэтому не случайно было прямо признано: ЕГЭ нельзя провести в дистанционном режиме. Сейчас надо понять, как быть, когда часть тем, возможно, пройдены, но не освоены, а значит, к ним нужно снова возвращаться, а часть не прошли совсем — не успели из-за огромных нагрузок и на детей, и на учителей. Это очень сложная задача.
Как пандемия изменила образование в целом и, в частности, отношения учитель—ученик с точки зрения передачи и контроля знаний? Вернется ли все в прежнее состояние или удаленный режим изменил все навсегда?
— Дистант отразился на школе очень сильно. Но и до него было ясно, что любую информацию легко найти в Интернете, что принципиально меняет задачу учителя — не вещать, а стать модератором, который помогает разобраться в огромном массиве данных и не столько передает информацию, сколько создает творческую среду и формирует социальные навыки. Другое революционное новшество — превращение электронных технологий в новый глобальный инструмент образования, который изменит всю систему, как когда-то изменило книгопечатание. Сейчас все увидели: пусть пока плохо, пусть со сбоями, но знания можно передавать и без личного присутствия в школе. А это ставит вопрос: нужны ли в принципе школы и учителя, если формулу квадратного уравнения (как и способы его решения) легко найти в любом телефоне? Правда, тот же дистант показал необходимость живого контакта с учителями и между детьми, важность их взаимодействия. Но создал он и новые проблемы, добавив к социальному неравенству цифровое: дистант требует гаджетов и хорошей интернет-связи, а их имеют не все. Или взять медицинский аспект: никто в мире не знает, сколько ребенок может сидеть перед компьютером и как эти новые условия обучения повлияют на его здоровье.
Изменились ли из-за пандемии требования к ученикам? Стало ли меньше контрольных, самостоятельных работ, диктантов?
— Контрольных стало меньше. В целом же я очень надеюсь, что наша перегруженная тестами и контролем система хотя бы в нынешних условиях смягчится, а мы наконец поймем: учитель дает ученику гораздо больше знаний, чем потом с него можно спросить. Никаких 100% возврата тут быть не может! Мы должны выявить базу, которую обязательно должны знать все, и дополнительные знания, которые услышал тот, кто хочет знать предмет поглубже! Вся наша система тестов и контроля требует переосмысления.
В этом году опять немного изменили проведение экзаменов. Что ждет 9-е и 11-е классы? Как будут сдаваться экзамены и как ведется подготовка к ним в школах, ведь раньше были дополнительные уроки, а в дистанционном режиме их не вводили. Успеют ли дети подготовиться?
— В этом году Минпросвещения действовало более осмысленно, чем в прошлом, и заранее объявило об изменениях при проведении экзаменов. Прежде всего отменен досрочный период ЕГЭ, и это хоть грустно, но правильно: к весне пандемия явно не закончится, так что лучше сделать это сразу, а не в последний момент. Основная волна ЕГЭ пройдет, как обычно, в июне. Но сдавать экзамены из-за урона, нанесенного образованию, будут только поступающие в вуз. Все остальные сдадут русский язык и математику в облегченной форме Государственных выпускных экзаменов (хотя, что это такое, пока не очень ясно). Как и в прошлом году, отменен ЕГЭ по базовой математике: опасности, связанные с коронавирусом, остаются, а вывод всех школьников на экзамены, проходящие на сборных пунктах, где перемешиваются потоки из разных школ, опасен. Для 9-х классов остаются два обязательных предмета — русский и математика. Ну а все детали можно найти на сайтах Рособрнадзора, Минпросвещения или своей школы.