Рейтинг@Mail.ru

10 августа 2020

Будущее российского образования в поддержке новаторства учителей? Российская Федерация

Образование в СМИ

Алексей Геннадьевич, давайте начнем с общей оценки. Каково, на ваш взгляд, состояние российского образования и действительно ли настало время (сейчас об этом говорят все чаще) неизбежных серьезных реформ?

Я считаю, что состояние российского школьного образования лучше, чем об этом многие думают и говорят в нашей стране. Например, наша начальная школа – одна из самых сильных в мире. Системы Эльконина-Давыдова, Занкова знают далеко за пределами России.

Если говорить о средней школе, проблемы есть. Мы до сих пор не научились правильно планировать образовательную деятельность с подростками. Мы стараемся перетащить в среднюю школу методики, приемы, которые используются в 1-4 классах, но здесь они уже не работают. А те приемы и методы, которые принято использовать со старшими школьниками, еще не работают. И в этом проблема: ее хорошо иллюстрируют результаты PISA – Россия далеко не в лидерах.

Дело в том, что система преподавания в средней школе строится на передаче теоретических знаний, а подростковый возраст − это про общение, деятельность, активность. Эти две составляющие не сбалансированы.

У нас учителя так настроены: каждый считает, что его предмет − самый важный. Они не понимают, что и математика, и химия, и биология, и география — это лишь маленькие форточки в огромный целостный мир. Дидактика нужна другая. Каменский в XXI веке больше не актуален. А мы за него держимся, как за какую-то железобетонную основу и боимся вправо или влево шаг сделать.

Классно-урочная система хороша в началке. А в средней школе нужно выходить на метапредметность. В стандартах это прописано, а на деле пока не получается. Дети по окончании школы могут рассказать о строении стебля, но как посадить и вырастить яблоню, они не знают, поскольку их этому не научили (потому что это не оценивается, например, в ЕГЭ). Они могут воспроизвести кучу формул из химии и физики, но абсолютные чайники в области финансовой и правовой грамотности. Выпускник российской школы не сможет открыть свой бизнес, потому что ему не рассказали и не показали, как это сделать.

Средняя школа должна стать школой социальных и профессиональных проб, где, анализируя свои достижения и ошибки, ученик сможет построить карту своей будущей жизни. Я говорю не о профориентации, а о навыках и знаниях, которые позволят понять и принять себя, наметить цели и идти к ним. В этом, на мой взгляд, и состоит задача школы, − дать ученикам такую базу.

Вы ничего не сказали о старшей школе. На ваш взгляд, с ней нет проблем?

Во всем мире система обучения в старших классах уже давно персонализирована. У нас же не хватает свободы и учителям, и детям. Необходимо предоставлять школьнику право часть учебных предметов изучать или самостоятельно, или в другой образовательной организации, а от каких-то вообще освобождать. Ведь подросток чаще всего к 10 классу, как правило, уже понимает, куда будет поступать.

Кроме того, нам нужно освободить школу от системы государственной аттестации. На мой взгляд, в образовательной организации должны учить, развивать, социализировать, а проверять, соотносить ее деятельность с государственным шаблоном должны другие структуры.

То, о чем вы говорите, сложная задача. Готовы ли учителя к этим новым требованиям времени?

Это запрос семьи, запрос современного ребенка. И школа обязана прислушиваться к их мнению. Нужно сокращать существующий поколенческий, мировоззренческий разрыв: сейчас 6-7-летние малыши на «ты» с компьютером, интернетом, а их встречают учителя с совсем другими навыками и ценностями.

На мой взгляд, система подготовки учителей в педвузах устарела. Я не противник чисто педагогического образования, но считаю, что хороший учитель XXI века – это тот, кто бакалавриат закончил базовый, например, химию, а магистратуру – педагогическую. Учителя начальных классов могут обучаться в педвузе. Система переподготовки кадров (Институт повышения квалификации и Институт развития образования) – также требует модернизации. Отдельные региональные институты - это уже даже не вчерашний, а позавчерашний день.

Система обучения должна упреждать будущее, а не вечно догонять и уж тем более не топтаться на месте.

Вы надеетесь, что форум АСИ поможет выйти нашему образованию на новый уровень?

Девиз нашего агентства: «Страну меняют люди». Учителя в России удивительно творческие. Но чтобы они проявили себя, им нужно создавать условия, поддерживать их инициативы, чуть-чуть помогать и наставлять. Тогда они, обучая детей, смогут изменить наше будущее, создадут страну, в которой хочется жить, учиться, работать и творить.

На форуме АСИ привносится много интересных проектов, и я очень надеюсь, что из них мы сумеем сформировать кейсы, которые как раз и помогут решить главную задачу, поставленную президентом − повысить качество школьного образования. К счастью, на форуме представлены инициативы, используя которые можно преодолеть все основные барьеры, стоящие на пути к улучшениям.

Как можно предложить свою идею на форум АСИ?

До 24 августа нужно зайти на площадку форума idea.asi.ru. Выбрать трек «Новые компетенции», тему «Школа. Дизайн будущего» и сформулировать свою идею.

Какие инициативы имеют больше шансов получить поддержку?

В первую очередь − уже апробированные, показавшие первые результаты. Хотя мы и от совершенно новых идей не отказываемся. Например, из последних принятых и получивших поддержку − организация системы психологического сопровождения учителей. Педагогам сейчас мало кто помогает. Определить такие службы, куда они могут прийти со своими проблемами, страхами, последствиями выгорания − это очень важно.

Кто оценивает проекты?

У нас по каждому треку созданы проектные комитеты. Это не только работники АСИ и экосистемы: Университет 20.35, кружковое движение, платформа НТИ, WorldSkills, но и эксперты в нашей стране по тематике: Высшая школа экономики, цифровые образовательные платформы, ведущие вузы страны. Это авторитетные эксперты из разных областей, профессионалы своего дела.

Могли бы вы привести пример успешно реализованного проекта, который был предложен АСИ и получил поддержку и распространение?

Программа «Кадры будущего для регионов». Это система смешанного обучения для организации проектной деятельности в школе. Сейчас эта методика реализуется в 23 регионах страны. То есть проектная деятельность в школах этих регионов построена на методике, созданной и апробированной АСИ.

Платформа Учи.ру, которая сейчас известна во всем мире. Ее аудитория – 8 млн пользователей. Это тоже лидерский проект АСИ.

Проект «Кванториум» родился в стенах Агентства (автор идеи Марина Ракова). А сейчас это целая программа в рамках национального проекта «Образование», по стране их уже более 100.

Ирина Ермолаева

Источник: Activity.Edu
Качество образования

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон