2 сентября 2019
Воспитание «универсального человека» 21 века. Как помочь педагогу? Российская Федерация
Образование в СМИ
Спросите любого педагога, чем полезны для ребенка художественно-творческая деятельность и рукоделие, и получите ответ, что они развивают креативность и самостоятельность, умение планировать собственную деятельность, целеустремленность и уважительное отношение к труду, способствуют развитию эстетического вкуса и эмоционального интеллекта. Не говоря уже о развитии мелкой моторики, которая стимулирует развитие навыков чтения, письма, счета и другие умения, необходимые любому школьнику.
Мы живём в инновационном постиндустриальном веке, и обществу нужны не только образованные кадры, а новаторы, способные рождать нестандартные идеи, двигая прогресс вперед. Ученые и эксперты подтверждают: чтобы человечество совершило очередной рывок вперед, нужен новый «универсальный человек» 21 века – всесторонне развитая личность, способная начать новую эпоху Возрождения. Нужны новые да Винчи и Ломоносовы!
Так почему же, несмотря на острую необходимость всесторонне развивать наших детей, учить их работать не только головой, но и руками, мы наблюдаем обратную ситуацию: уклон в сторону академических знаний в отечественной школе лишь растет, а значимость художественно-изобразительного творчества и рукоделия снижается?
Нам видится несколько причин:
- Отсутствие поддержки со стороны родителей. Некоторые родители просто не знают о положительном влиянии творческих занятий на общее развитие ребенка. Другие считают, что если ребенок не собирается стать художником, то не стоит тратить время на рисование, лепку и прочие «глупости». Третьи, хоть и приветствуют творчество, но в связи с большой учебной нагрузкой (начиная с младших классов), готовы им жертвовать в пользу более значимых, как им кажется, занятий.
- Сниженный интерес школьников к изобразительной деятельности и рукоделию. Во-первых, потому что в силу возрастных психологических особенностей, в отличие от дошкольников, школьники критически относятся к результатам своего труда и боятся, что у них не получится красивое изделие. Во-вторых, им уже неинтересно работать с обычным пластилином и бумагой, как малышам, и не хочется делать какие-то пустяковые «некрутые» поделки из скучных, как они думают, материалов.
- Формальный подход педагогов к творческим занятиям. Кому-то не хватает опыта или времени (как мы знаем, педагоги сегодня и так сверхзагружены). Или, банально, мало свежих идей для организации интересных и по-настоящему развивающих занятий, где искусство выступает не как цель, а как средство обучения. Многие педагоги также испытывают трудности с выбором и закупкой материалов для занятий. Не стоит забывать и про материальную часть: в некоторых случаях зарплата педагога зависит от количества учеников в кружке (если речь идет о дополнительном образовании). Поэтому выгоднее организовать занятия модной робототехникой, куда наверняка приведут детей многие родители, а не вязанием или лепкой.
Менять ситуацию можно и нужно. Рассмотрим, какие средства помогут российским педагогам изменить отношение детей и родителей к творческим занятиям и добиться в этой сфере профессионального успеха.
- Нужно готовое программное и методическое обеспечение, которое позволит педагогу без длительной подготовки и разработки учебного плана сразу приступить к проведению творческих занятий. Ведь, как мы знаем, в некоторых случаях учебный план приходится разрабатывать сразу на полгода или год вперед, а это титанический труд!
- Методическая программа по проведению творческих занятий должна предусматривать знакомство учащихся с разными видами художественно-прикладного искусства и рукоделия, чтобы каждый ребенок мог найти собственное увлечение, и быть достаточно гибкой, чтобы педагог мог вносить свои изменения и дополнения в зависимости от условий реализации учебного плана.
- Необходимо упростить закупку материалов для творческих занятий, сделав ее максимально прозрачной. Материалы должны быть недорогими, но качественными и разнообразными, чтобы педагог и дети не были ограничены в реализации своих творческих замыслов, а занятия проходили интересно и с пользой не только для развития творческих, но и когнитивных способностей (детям интересно узнавать что-то новое).
Некоторые педагоги-энтузиасты пытаются решать эти задачи самостоятельно. Ищут в интернете оригинальные и проработанные мастер-классы по изготовлению разных интересных поделок, делятся опытом друг с другом на форумах. Но, к сожалению, все это капля в море, и найденная информация не систематизирована.
Производители детских товаров предлагают сегодня готовые наборы для изготовления поделок. Но такие наборы опять-таки трудно включить в образовательную программу, да и творческие способности они развивают очень условно, так как предполагают изготовление конкретной поделки и строго по инструкции, даже без возможности выбрать другой цвет или материал.
Но первые ласточки уже есть. Одна из них – открытие для педагогического сообщества – готовое решение для групповых занятий со школьниками. Кто был в 2018 – 2019 годах на выставке ММСО (Московский международный салон образования), мог с ним познакомиться. Это образовательный проект «Радость творчества», разработанный группой педагогов дополнительного образования при поддержке сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» (подробную информацию о проекте можно найти на сайте «ЛЕОНАРДО»).
Это учебно-методический комплекс, включающий методическое пособие с модульной программой (рисование, лепка, шитье, работа с бисером, шерстью и бумагой) и конспектами занятий с пошаговыми фотоинструкциями (72 занятия), а также наборы материалов и инструментов для каждого модуля (рассчитаны на 15 учеников начальных классов, плюс педагог). Состав каждого набора выложен на сайте, все очень прозрачно: видно, на что тратятся деньги, если, например, закупку будет делать родительский комитет. Плюс ко всему на странице проекта можно бесплатно скачать методическое пособие.
Надеемся, подобные проекты знаменуют начало перемен к лучшему и скоро регулярные занятия творчеством станут более популярными, чем сейчас.
Время, в которое мы живем, требует творческого подхода к решению задач. И «универсальных гениев» 21 века, которые будут на это способны, поможем вырастить мы с вами, уважаемые коллеги!