Рейтинг@Mail.ru

3 апреля 2019

День учителей физики, информатики и географии Российская Федерация

Педагогический марафон 2019

Зажигательная информатика. Обсудить новый формат ОГЭ по информатике вместе с заведующей кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ, заслуженным учителем РФ и автором учебников по информатике Людмилой Леонидовной Босовой собралось так много педагогов, что пришлось в срочном порядке устраивать их в главном зале. Людмила Леонидовна, разбирая вариант ОГЭ, не забывала рассказывать о новом учебнике – он еще не вышел из типографии, но уже стоит обратить на него внимание: море практики, азы робототехники, scratch, КуМир и множество других магических заклинаний.

В новой версии ОГЭ тоже сделан упор на практику: поиск файлов в каталоге, создание презентаций, решение задач на программирование робота, проходящего лабиринт. Задания несложные, но каждое требует дополнительного времени: нужно закладывать больше минут на выполнение. Например, в задании 13.1 нужно создать презентацию по приведенной заготовке, или отформатировать текст по образцу. Задача по расчетам в электронных таблицах – гордость авторов КИМ ОГЭ. Даже в ЕГЭ по информатике задания скучнее и проще того, что предлагается девятиклассникам. Первое задание попроще, второе поинтереснее, третье – обаятельное: построить круговую диаграмму, показывающую конкретную идею. Снова несложно – и снова потребуется до автоматизма отработать навык.

– Боюсь предположить, что я увижу при проверке этих заданий. Наши дети умеют вписывать не в те ячейки, не так подписывать, размещать не там и не так – но все равно, задание это нам нужно. В каждом классе найдется ученик, который быстро решит все, что ему зададут.

Людмила Леонидовна завершила встречу еще одной «фишкой» – специально разработанной итоговой контрольной работой для 8 класса. Распечатанные бланки отправились в зал, и учителя бодро принялись… нет, не решать, а фотографировать на телефоны! Решить креативную контрольную вместе с учениками интереснее.

Тему продолжила Надежда Николаевна Самылкина, профессор той же кафедры МПГУ: ее лекция была посвящена новому, современному взгляду на информатику.

– То, что мы прогнозировали в будущем 15 лет назад, стало явью! Искусственный интеллект, блок-чейн, имитационное моделирование – все это может и должно преподаваться в курсе информатики для «продвинутых» учеников. Поймите, сегодня дети приходят к нам на уроки после кванториумов и робофестов, они сразу с порога спрашивают: чем еще вы нас удивите? Что ж, придется удивлять!

Самое сложное в этой установке – привыкнуть к мысли, что фундаментальные знания теперь должны быть «декорированы» современным контекстом, а сам контекст подчас оказывается важнее теории: ведь невозможно угадать, что через пять лет уйдет в прошлое, а что останется навсегда.

Бессмертная механика. Учителя физики начали утро с решения «нелюбимых» задач ЕГЭ вместе с доцентом физфака МГУ Виталием Аркадьевичем Грибовым. Оказывается, именно механика вызывает у наших выпускников больше всего проблем, а именно – задания на статику твердого тела. Здесь главное – начать объяснять себе, что за ситуация описана в задаче. Полезно представить себе все варианты развития событий: как именно бревно может лежать на опоре? Как вращается металлический стержень? Чем отличается вращательное движение от поступательного и каковы условия равновесия твердого тела для каждого случая? Отсюда может вырасти полноценная теорема теоретической механики – но для школьников сложновато, они уже потом, на втором курсе специализированного факультета поймут, какова связь этой школьной задачи с большой наукой.

Вот коварная задача из ЕГЭ о массивном стержне, шарнирно закрепленном на нити и находящемся в состоянии покоя:

– Неожиданная ситуация: ученики привыкли пренебрегать весом стержней и нитей, а здесь стержень именно массивный, – комментирует Грибов. – Как решать? Нужно начать с поиска зоны наших сомнений. Нарочно развязываем себе руки и размышляем: где недостаток информации?

Решение заключается не столько в вычислении, сколько в понимании действия сил – но все равно, чтобы не потерять баллы, нужно не забыть написать слово «ответ» и получившееся число вместе с наименованием. На чем еще теряют баллы ученики? Иногда – на доверии чертежу:

– Сила F, действующая на массивный стержень, направлена не по стержню, а под углом к горизонту – именно благодаря этому стержень не вращается, а остается неподвижным. Чтобы это понимать, нужно не полагаться на рисунок к задаче: в установочных ЕГЭ для экспертов говорится, что схемы даются в общем виде.

Бывает, что по условию задачи тело подвешено не на нитке, а на стержне, пусть и невесомом. Как это меняет задачу? Как добиться замкнутости системы, если слишком много сил и условий воздействует на ситуацию? С одной стороны, если пренебрегать нюансами, потеряешь баллы. С другой – не нужно решать задачи относительно будущего Солнечной системы: это уже абсурд. Иногда лучше представить себе, что нет у задачи никакого внешнего мира, чем рассчитывать все мыслимые и немыслимые условия.

Но это – взгляд с высоты физфака, а есть же и хлеб насущный: рабочий учебник, поурочный план, привычная колея, которая тоже может быть очень даже добротной. Скажем, УМК Пурышевой для 7–11 классов, который разбирала Елена Иммануиловна Ратбиль, заслуженный учитель РФ. Перед нами учебник «все в одном»: если вы не смогли купить пособия по лабораторным или рабочие тетради, все найдете в книге – и алгоритмы решения задач, и примеры оформления, и руководства по проведению опытов. Для радости учеников в этом году в учебнике переработана тема о звуковых явлениях и в разделе «оптика» добавлен параграф о зрительных иллюзиях. Простенько, но с вкусом.

Примерно то же можно сказать о давно известном УМК Перышкина: его последователи из издательства «Экзамен» презентовали новые учебники для 7–9 классов «на старой закваске». У книг есть электронная версия, новые параграфы на темы, интересные школьникам, а фундамент – такой же, как тридцать лет назад, проверенный временем.

Всеобъемлющая география. Сегодня она буквально выплеснулась за свои пределы, за пределы школьной программы, нормативов, предметных и метапредметных результатов… Тон задала профессор кафедры методики преподавания географии МПГУ Ирина Ивановна Баринова: в ее понимании, особенности современного процесса обучения географии тесно связаны со всеми социальными процессами: кризисом семьи, изменением роли школы в обществе, кризисом нравственности и проблемами переоценок ценностей, которые за последние двадцать лет произошли как минимум три раза:

– Это же дети! Они невольно впитывают весь яд, который есть в нашем обществе. С конца девяностых у нас несколько раз менялись социальные ориентиры: сначала дети мечтали быть бизнесменами, потом госчиновниками, теперь программистами. А инженерами, летчиками, даже стоматологами, с их высоким уровнем заработка – уже не хочется, потому что приходится работать, а наши дети мечтают только о том, чтобы ничего не делать и получать много денег. И никто не заботится о душе ребенка, не дает ей пищу, не мотивирует на добрые свершения и миссию в жизни. Держитесь, мы с вами – последний бастион!

Встреча с авторами УМК по физической географии корпорации «Российский учебник» прошла в более спокойной обстановке. По мнению авторов, учебник – только опора для педагога, а основная цель обучения – сформировать географические компетенции. И не нужно их недооценивать: пусть все земли давно открыты, а острова пронумерованы, на наш век географам работы хватит. Не только путешественникам, но и архитекторам, городским планировщикам, экологам, метеорологам, гидрологам. Базовое понимание того, что такое местность, почему ее нужно досконально изучать и учитывать в любом деле, рождается в 5–6 классе.

Ну а самое главное, что может дать география современному ученику – понятие о комплексности и системности. Наша планета – красноречивый пример тому, что система всегда сильнее, чем сумма отдельно взятых ее элементов. Понять, почему при сложении одного, второго и третьего получается нечто большее, чем мы рассчитывали – очень сложно, особенно в средней школе, но нужно попытаться. Вода и воздух, почвы и климат, деятельность людей, экономика, логистика – все в географии связано в единый прочный узел, в котором каждая нить на своем месте и малейшее изменение влияет на всю систему.

Видеть такие узлы, оценивать силу системы, прогнозировать, продумывать – это ли не главные умения в работе программиста, инженера, учителя?

Александра Чканикова

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон