29 марта 2019
Первый день дошкольного образования Российская Федерация
Педагогический марафон 2019
Те, кто любит складывать фигурки из бумаги, отправились на лекцию «Оригами для ума: практика развития интеллекта у детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой». Здесь Эльмира Галямова, кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой исследовательской и творческой деятельности в начальной школе МПГУ, знакомила с технологией и педагогическими возможностями этого древнего искусства. Ведь его по достоинству оценивали Л. Толстой, Л. Кэрролл, Ф. Фребель, который знакомил воспитанников первых детских садов с геометрией средствами оригами.
По приглашению ведущей участники расположились поближе к сцене и получили листы А4, чтобы приобрести практический опыт. Слушая комментарии и сверяясь со схемой на экране, педагоги учились соотносить ее элементы с действиями. Результат не заставил себя ждать: у всех получилась модель самолета «Стрела». Причем самолета с высокими летными качествами: запущенный умелой рукой, он делает мертвую петлю, может лететь налево или направо. Это дополнительная возможность для детей: использовать в игре модель, сделанную самостоятельно.
В дальнейших пояснениях Эльмира Махмудовна прокомментировала, какой еще педагогический потенциал кроется в подобных занятиях, представив десять шагов развития интеллекта. Это поэтапное усложнение заданий, начиная с простейшего повторения за педагогом. И каждый шаг способствует развитию дошкольника. Это и работа со знаком, и следование образцу, и тренировка образного мышления.
На лекции «Оригинальные, творческие задания для развития мелкой моторики рук, речи и произвольного внимания посредством работы с пластилином и семенами растений» можно было пополнить методическую копилку еще одним видом рукоделия. Зинаида Коваленко, методист издательства «Экзамен» продемонстрировала участникам Марафона многочисленные образцы детского творчества, рассказала, как подготовить природный материал, порекомендовала наиболее интересные темы для групповых и индивидуальных работ. Ведущая щедро делилась секретами мастерства, комментировала характеристики материалов и техник.
Прозвучали рекомендации относительно того, как учитывать возрастные особенности детей, например, чем младше юный художник, тем мягче пластилин и крупнее семена. Ведь если ребенок мастерит с увлечением, чувствует себя успешным, занятие может стимулировать развитие многих способностей: художественного вкуса, мелкой моторики, внимания. Подобный вид творчества легко интегрируется с развитием речи, математикой, познанием окружающего мира.
Однако для такого использования педагогической палитры необходимо немалое профессиональное мастерство. Это хорошо знают руководители дошкольного образования. Для них прозвучала лекция «Управление современной ДОО: содержание образования. Методическая работа». Здесь педагог-психолог Татьяна Горбунова, в частности, обсуждала с участниками Марафона современные требования к персоналу, помощь молодым специалистам и опытным педагогам, которым бывает трудно перестроиться в соответствии с требованиями стандарта. По мнению ведущей, в дошкольном образовании должны работать люди, умеющие наблюдать за поведением детей и делать правильные выводы; любознательные, коммуникабельные; умеющие придумать игру и провести ее; уважающие проявления другого человека; готовые к конструктивному сотрудничеству.
Не меньше требований предъявляется сегодня и к управленцам. Они создают условия для свободы и творчества, предлагают коллективу достижимые цели с понятными критериями оценки, устанавливают эффективный контроль, формируют и поддерживают команду. Тогда в результате общих усилий детский сад превращается в открытую образовательную систему.
Еще одна тема, без которой не обходится ни один профессиональный разговор о тенденциях образования – цифровые технологии. На лекции «Использование интерактивных пособий в процессе формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста при подготовке к школе» Светлана Цветкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка с методикой начального обучения ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», методист АНО НЦИО говорила о том, какие возможности открывают компьютерные технологии при обучении грамоте (правда, технологии заупрямились, доказывая, что у любой медали есть оборотная сторона: программы не совпали, и презентация открылась далеко не сразу). Тем не менее, участники Марафона смогли узнать, как можно развивать у детей звукопроизношение, мелкую моторику, зрительную и слуховую координацию, речевое дыхание, графические навыки.
В конечном итоге, одно из существенных преимуществ цифровых технологий – возможность мультиплицировать процесс познания: использовать повторение для укрепления навыка.
И, наконец, завершила этот день лекция «Проектирование образовательной среды дошкольного детства» кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики МПГУ Татьяны Кротовой. На этой площадке произошла своеобразная сборка всего многообразия затронутых тем, обсуждение факторов, которые влияют на развитие ребенка. В диалоге с аудиторией прозвучали многочисленные философские и педагогические интерпретации понятия «среда» – что это такое, какова ее роль, как ее сконструировать, чтобы она максимально удовлетворяла детей и взрослых. В частности, прозвучал тезис о том, что образовательная среда условно состоит из социального влияния, технологий и предметного мира.
Социальная составляющая – это профессиональное сопровождение педагогов; детское сообщество сверстников; осознанная родительская позиция: принятие ребенка, доверие, уважение его права проживать свою жизнь, делать и исправлять ошибки.
Информационно-образовательная среда облегчает нашу жизнь, упрощает общение. Она подарила новому поколению компьютерные игры – со всеми и их возможностями и ограничениями. В частности, принцип уровней сложности может приводить к дофаминовой зависимости уже в дошкольном возрасте (дофамин – гормон счастья). Малыш, у которого отобрали игровой гаджет, может испытывать самую настоящую ломку и впадает в истерику. Но если зависимость преодолеть, он вернется в реальный мир.
На выстраивание этого мира для дошкольников мы тратим немалое количество энергии и средств. Предметно-пространственная развивающая среда включает в себя и планировку, и мебель, и игрушки с пособиями. Однако их высокая стоимость не гарантирует развивающего эффекта. Важна функциональность, вариативность, возможность трансформировать пространство под разные педагогические задачи.
Таковы в общих чертах составляющие образовательной среды, а каким образом и в каких пропорциях каждый педагог будет использовать эти компоненты – он решает самостоятельно. Ведь, как сказала Татьяна Викторовна, рецептов здесь нет, как их вообще не бывает в педагогике. Каждый создает их сам.
Елена Куценко