Рейтинг@Mail.ru

5 апреля 2018

День учителя математики Российская Федерация

Педагогический марафон 2018

Приближающийся ЕГЭ традиционно становится главной темой учительской братии. Но математики, несмотря на то, что их-то предмет один из главных на выпускных испытаниях, обсуждали предмет гораздо шире. Лекция «Современные подходы к результатам математического образования» – ее прочитал академик Алексей Львович Семенов – показала интерес педагогов к вопросу современных походов к результатам математического образования. Речь шла и о содержании школьного предмета, и о математике в реальной жизни. О желаемом синтезе предметов. О выходе за рамки традиционной математики. В предмете ведь, помимо математических миров, множество других. Например, психологические и логические. Алексей Львович рассказал, как он работает со своими учениками: любую задачу начинает с экспериментов и лишь потом переходит к теории. Семенов старается, чтобы математические задачи не были оторваны от реальности. Он привел пример придуманной в Бостоне задачи: «Алекс встал на электронные весы, они показали 58 кг. Потом он взял кота и взвесился вместе с ним. Вышло 62 кг. Сколько весит кот?». Правильный ответ у авторов задачи – 4 кг, но после обсуждения с коллегами на Марафоне стало ясно, что этот ответ очень условный. Если учесть, что электронные весы округляют показатели, то вес кота варьируется от 3 до 5 кг. Академик отметил важность нестандартности мышления, а значит и решения задач. И возможности двигаться – как слабым ученикам, так и тем, кто больше других способен к математике.

А успехов в математике не может быть без интереса к предмету. Это обсуждалось на лекции «Развитие интереса к математике» доцента СПб АППО, автора учебных пособий, руководителя проектов «МетаШкола» и «Математические каникулы» Елены Владимировны Смыкаловой. Она считает, что для успеха требуется две составляющие: повторение и обобщение существующих знаний, а также новизна содержания. В этом помогают созданные ею пособия, сочетающиеся со школьными учебниками. Автор предлагает добавлять нестандартные задачи и задачи повышенной сложности, содержащиеся в ее материалах, в учебный процесс: на уроках и в домашних заданиях. Дополнительные задачи дети могут делать по желанию, но за решенные задачи обязательно нужно поощрять. Например, баллами: пять выполненных задач – пятерка в дневник. Так делает сама Смыкалова. Еще хорошо, если раз в неделю 10 минут урока посвящаются дополнительным главам. А если просить ребят просматривать параграфы немножко вперед, материал ими проще воспринимается.

Учителя часто встречаются с тем, что в классе есть более одаренные дети и нельзя игнорировать их возможности. Авторы изданных корпорацией «Российский учебник» УМК по математике – доцент кафедры математического образования ИРОТ Ольга Викторовна Муравина и профессор Георгий Константинович Муравин рассказывали, как можно помочь таким ребятам с помощью интерактивного тренажера. Работа на тренажере строится через исследование, формирование гипотез и решения задач. Этот подход отослал к лекции Алексея Львовича Семенова, на которой он говорил буквально о том же.

Вызывающее особый интерес 19 задание ЕГЭ обсуждали отдельно, на примере экзамена 2016 года. Лектор Александр Александрович Прокофьев предлагал свою помощь в решении возникающих вопросов и дальше. Кандидат физико-математических наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова Валерий Семенович Панферов, продолжая тему экзаменов, рассказывал о дополнительном вступительном испытании по математике в главном вузе страны. Панферов обращал внимание на правильной постановке вопроса в задачах и логике обучения. В школах нужно уделять этому особое внимание, чтобы при поступлении у детей не возникало ни путаницы, ни ошибок. При подготовке к поступлению выпускники могут пользоваться специально опубликованными заданиями прошлых лет с ответами. Их Валерий Семенович подробно разобрал с коллегами.

Наталья Николаевна Хлевнюк, заместитель генерального директора издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики провела семинар «Математическая грамотность. Формирование и критерии оценивания». Она много говорила о важности заинтересованности ребенка в предмете, как способе мотивации. Наталья Николаевна рассказывала о проверенном ею способе структуризации знаний. Структуризация помогает слабым ученикам освоить математику. Ребенок лучше воспринимает и понимает, когда он видит взаимосвязь, сам сопоставляет и анализирует материал. Поэтому Хлевнюк рекомендует уделять особое внимание систематизации и связи математических понятий. Не менее важно, по ее мнению, знакомить школьников с фактами истории математики и с философско-математическими понятиями. И, конечно, говорилось о профилактике ошибок, их классификации, о прививании навыков самопроверки и о важности преемственности в младшей и средней школах. Таким образом, темы в День учителя математики для меня замкнулись, показав, что содержание школьного предмета математики и ее применения в реальной жизни нашим педагогам важнее, чем натаскивание детей на тестовые аттестации.

Ольга Хотимская

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон