Рейтинг@Mail.ru

30 марта 2018

День учителя русского языка Российская Федерация

Педагогический марафон 2018

Из первых рук можно было узнать о последних изменениях в процедуре экзамена на лекции «Особенности государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2018 году», которую прочитала Ирина Цыбулько, кандидат педагогических наук, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ по русскому языку для проведения ГИА. Она сообщила участникам Марафона, какие пробелы в знаниях выпускника грозят наибольшей потерей баллов, рассказала о наиболее сложных заданиях на примере демоверсии, представила статистику результатов, на основе которой можно сделать выводы о стратегиях подготовки. Ведущая напомнила, с какими вопросами следует звонить на горячую линию, прокомментировала бытующие у учителей мифы, например, что нужно воздерживаться от цитирования. Часть лекции была посвящена задачам, стоящим перед учителем, и набору его компетенций. Чуть менее подробно говорилось о собеседовании на ГИА: что нужно учитывать при подготовке, с какими проблемами предстоит справляться. Учителя получили рекомендацию использовать Открытый банк на сайте ФИПИ, где выложено более 10000 заданий со спецификацией, ответами, критериями оценивания. Практические рекомендации педагоги могли получить на других площадках. На лекции руководителя департамента методологии АНО «НЦИО» Галины Егораевой «Рекомендации по эффективной подготовке учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку» учителям были представлены методы и задания, которые помогут достойно подготовить детей к новому устному экзамену. Лекция была наполнена многочисленными примерами из практики. Ведущая предложила коллегам направления бесед и диалогов, посоветовала, как разворачивать темы, стимулируя речевое творчество ребенка. Аудитория с благодарностью фиксировала классические отрывки, удобные для обсуждения в классе, и забавные тексты, побуждающие учеников к самостоятельным творческим опытам. Еще больше разнообразить методическую палитру позволила лекция «Учебно-методическая поддержка учителей при подготовке обучающихся к устному собеседованию в 9-м классе», во время которой Ирина Геро, кандидат педагогических наук, победитель Приоритетного национального проекта «Образование», представила приемы и методы, ориентированные на повседневную практику. Ведущая подчеркнула, что в процессе подготовки учитель должен предлагать разные задачи, нацеленные не только на академические результаты, но и приносящие ученику удовольствие от своих достижений. Параллельно с презентацией заданий прозвучал анализ знаний и умений ребенка, необходимых для выполнения каждого. Были упомянуты типичные ошибки при чтении, пересказе, монологе и диалоге. И даже типичные ошибки экзаменатора. Одним словом, каждый новый экзамен становится нешуточным испытанием не только для детей, но и для взрослых. Но, к счастью, не ЕГЭ единым жива школа. Есть в ней место для интересных уроков, увлекательных исследований, оригинальных проектов. Например, на лекции «Динамика норм в современном русском литературном языке» кандидат филологических наук Станислав Иванов подарил коллегам множество идей для самостоятельных ученических исследований окружающего лингвистического пространства с привлечением словарей. И, кстати, предложил подробный обзор серии Словари XXI века, которыми стоит пользоваться учителю. Среди них есть как фундаментальные, так и настольные ученические. Специальная подборка адресована учителям. И все они ценны тем, что прошли экспертизу РАН. То есть, при сомнениях и разночтениях на уроке или при подготовке к экзаменам за этими пособиями останется решающее слово. А тем, кто хочет превратить изучение родного языка в настоящее приключение, пригодится еще одна рекомендация: воспользоваться книгами Б.Нормана «Игра на гранях языка», и «Русский язык в задачах и ответах». Ведь предмет, объединивший в этот день Марафона учителей-словесников, на редкость многогранен. Он сложен и динамичен, увлекателен и требователен. Недаром русский язык, как было сказано на мастер-классе «Метапредметная роль русского языка в школьном образовании. Миссия учителя словесности» доктором педагогических наук Ольгой Дроздовой, становится основой для межпредметных связей, интеграции, метапредметного подхода. Кроме того, он – связующее звено для самых разных школьных пространств. А это значит, что вопросы, темы для дискуссий, идеи и открытия, наполнившие этот день Марафона, послужат ступенькой для развития всех школ, чьи учителя принимали в нем участие.

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон