28 марта 2018
День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры Российская Федерация
Педагогический марафон 2018
Те, кто занимается коррекцией движения у своих подопечных, отправились на лекцию нейропсихолога Дмитрия Ермолаева «Сенсорная интеграция в работе с детьми с особыми образовательными потребностями». Здесь можно было узнать о принципах сенсорно-интегративного подхода, о причинах нарушения моторной координации. Ведущий рассказал о типах сенсорно-интегративных расстройств, с которыми можно работать в рамках этой методики и каких результатов ожидать. Впрочем, обращать внимание на физическое развитие ребенка стоит каждому педагогу. И начинать нужно с правильной осанки, чтобы многочасовое сидение за партой не наносило вреда здоровью. На мастер-классе «Осанка – это и здоровье, и игра» Елена Пенчева, преподаватель московского Колледжа физической культуры и спорта «Спарта» поделилась с коллегами, как в забавной, привлекательной форме прививать детям навык бережного обращения со своим телом. Предложенные игры привлекательны еще и тем, что в них заложены возможности для развития интеллектуальных и коммуникативных навыков, помимо физических. Убедиться в этом можно было самым непосредственным образом, когда участники включились в игру, разделившись на группы. Более строгая атмосфера царила на семинаре «Технология ЛФК в школе XXI века», который вела Ирина Кулькова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой МГПУ. Она прокомментировала понятие педагогической технологии и пояснила, как должен строить свою деятельность педагог, ведущий лечебную физкультуру. В частности, как организовать урок для детей с разными физическими возможностями, как прививать навыки простейшей самодиагностики. Впрочем, академический характер семинара вскоре оживили эмоциональные реплики из зала. Педагоги, работающие в школах, энергично обращали внимание ведущей на расхождение стандартов и практики. То есть, учитель зачастую вынужден работать в ситуации, когда нет необходимых условий, и при этом он отвечает за все. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что учителя могут рассчитывать на помощь смежных специалистов, когда речь идет о когнитивных результатах учеников. В частности, логопеды и дефектологи предупреждают или снижают некоторые учебные трудности. Для них была проведена лекция «Пропедевтика трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи», на которой, в частности, Галина Бабина, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ, говорила о развитии языковой и метаязыковой способности ребенка. Она привела многочисленные примеры когнитивных операций на языковом материале и дала рекомендации, какого типа упражнения подойдут для решения различных логопедических задач. Например, бинарное противопоставление эффективно для профилактики дисграфии и типичных ошибок в средней школе. Бывает и так, что проблемы ребенка настолько серьезны, что его полноценное обучение невозможно без специально организованной среды. Это расстройства аутистического спектра (РАС), синдром Дауна, задержка психического развития. И опыт работы с такими ребятами расширяется с каждым годом. А рекомендации на его основе как никогда востребованы. Доказательство – количество желающих попасть на лекцию логопеда-дефектолога Ирины Леоновой «Принципы организации групповых инклюзивных занятий, включающих детей с РАС и другими нарушениями. Адаптация среды, использование визуальных систем поддержки, технологий ТЕАССН, систем альтернативной и дополнительной коммуникации». Причина такой популярности заключается в том, что прозвучавшие рекомендации относительно сенсорных, коммуникативных и когнитивных особенностей детей давались с практической точки зрения: как их учитывать, взаимодействуя с ребенком. И, главное, сопровождались примерами из многолетней практики Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» и инклюзивной школы № 1321 «Ковчег». Еще одной площадкой для желающих организовать эффективную работу с «особенными» детьми стала аудитория, где проходила лекция «Вариативные формы образования детей с РАС. Модели, технологии, взаимодействие с родителями». Здесь Елена Багарадникова, член экспертного совета по образованию детей с РАС при Министерстве Образования РФ, рассказывала как о пакете документов, необходимых для запуска новой модели обучения, так и о содержательной стороне. В частности, на лекции прозвучал анализ образовательных технологий, таких как визуальная поддержка, система коммуникации, функциональный анализ поведения, обучение через сверстников, безошибочное обучение – это самые необходимые и эффективные элементы при обучении детей с РАС. Полезными для аудитории были и принципы структурированной среды, примеры адаптации предметного содержания для детей с ОВЗ (Кумон, Нумикон). Была представлена модель ресурсного класса, которая хорошо себя зарекомендовала как форма работы с «особенными» детьми внутри обычной школы. Другую, не менее интересную, модель представила соведущая лекции педагог-логопед, учитель автономного класса ГБОУ 1748 «Вертикаль», Мария Калач. Это автономный класс, который дает возможность для интеграции детей с РАС, задержкой психического развития, синдромом Дауна. Здесь присутствующие узнали, как диагностировать дефициты, разрабатывать индивидуальную образовательную программу и адекватную систему оценивания ребенка. Прозвучали интересные примеры того, как педагоги искали и находили решение уникальных проблем каждого ученика, как проходила социальная интеграция и инклюзия. А в качестве итога дня и приглашения к дальнейшему сотрудничеству прозвучало приглашение на инклюзивный Фестиваль «Люди как люди», который состоится 2 апреля.
Елена Куценко