Рейтинг@Mail.ru

3 ноября 2017

Четвертый день Фестиваля «Учительская книга». 3 ноября: иностранные языки Москва

Информация от «Первого сентября»

Нужно учитывать, что разница между результатами заинтересованных, мотивированных учеников и тех, кому иностранный язык не дается, очень велика. Об этом участники фестиваля узнали на лекции «Мониторинг качества иноязычного образования на современном этапе», с которой к аудитории обратилась М.В. Вербицкая, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Она рассказала о масштабном национальном исследовании качества образования (НИКО) - 2016, которое проходило в разных регионах России, чтобы определить уровень овладения иностранными языками в средней школе. Оно включало в себя задания по аудированию, чтению вслух, говорению, чтению с пониманием, контроль грамматических и лексических навыков.

Ведущая продемонстрировала задания, критерии оценивания и прокомментировала результаты. Они неутешительны: в пятых классах: больше трети детей получили «двойки», 47%- «тройки». В восьмых классах- 44% сдали на «двойки». Такова реальная картина. При этом, по мнению М. Вербицкой, мониторинг «помогает понять, чему и как надо учить и почему не надо натаскивать. Чтобы учить, надо знать, уметь, думать и все время учиться самому».

Именно на это и были настроены участники фестиваля. Прежде всего, они имели возможность из первых рук получить рекомендации по подготовке учеников к ЕГЭ.

Для преподавателей немецкого языка состоялась лекция «Докажем, что ЕГЭ по немецкому языку - это не страшно! Разработчик КИМов по немецкому языку выполняет задания экзамена в режиме реального времени», которую провел А.Е. Бажанов, заместитель директора Института иностранных языков МГПУ по учебной работе, член рабочей группы Федеральной комиссии по разработке КИМов по немецкому языку, ЕГЭ по иностранным языкам. Как и было заявлено в названии, задания последовательно выполнялись и сопровождались комментариями.

Ведущий анализировал устную часть экзамена, при этом напомнил структуру, упомянул незначительные изменения, обратил внимание коллег на критерии оценивания. И, конечно, на встрече прозвучали советы по подготовке к экзамену. Например, при чтении про себя, полезно бывает пробормотать текст - так лучше понимаешь, где допускаешь ошибки и исправить их, можно расставить паузы и логические ударения.

Для учителей английского рекомендации звучали на лекции «Подготовка учащихся к сдаче основного и единого экзаменов по английскому языку в 2018 году», прочитанной А.С. Родоманченко, кандидатом педагогических наук, доцентом Департамента иностранных языков НИУ «Высшая школа экономики», членом комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по английскому языку ФГБНУ «ФИПИ». Здесь можно было познакомиться с подробным разбором заданий, типичных ошибок при их выполнении и получить советы относительно алгоритма действий.

Несколько иной подход к этой теме был продемонстрирован кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, учителем английского языка высшей категории О.М. Корчажкиной на лекции «Типичные и нетипичные ошибки при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку: мифы об известных стратегиях». На этой площадке участники фестиваля могли узнать о системном подходе к предотвращению ошибок. Ошибка рассматривалась с разных ракурсов, в том числе как результат неразрешимого противоречия. На лекции прозвучала диагностика противоречий и анализ вариантов экзамена с позиции противоречий. Ведущая пояснила, как классифицировать ошибки на типичные - ожидаемые и нетипичные - результат бездумного следования стратегиям. И работать с ними можно, лишь проанализировав противоречия стратегий, что и было продемонстрировано.

Разнообразие подходов пополнил А.В. Конобеев, кандидат педагогических наук, главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе» во время лекции «Снятие типичных трудностей в изучении английского языка на уроках и во внеурочной деятельности. Подготовка школьников к конкурсам, олимпиадам и итоговой аттестации».

Ведущий предложил коллегам такой комплекс мер: усилить внимание к чтению в начальной школе, изыскивать дополнительные возможности для изучения грамматики, приучать к определенному формату заданий при оценивании, формировать УУД, работать над стратегиями выполнения экзаменационных заданий. А поскольку шаги по освоению иностранного языка начинаются с младшего возраста, предложил вниманию коллег приемы и упражнения, облегчающие освоение чтения. И порекомендовал, как можно постепенно наращивать умения учеников.

О том, как работать с самыми младшими детьми можно было узнать на мастер-классе «Учебные карты и спиннеры на уроке английского языка: от удивления к интересу», который провел кандидат педагогических наук, исполнительный директор Национальной ассоциации преподавателей английского языка NATE, финалист конкурса «Учитель года Москвы 2012» П.А. Степичев. Это был настоящий сеанс лингвистической- и педагогической - магии (с разоблачением). Ведущий манипулировал карточками, «угадывал» задуманные английские слова, предлагал новые задания. Тут же раскрывался секрет фокуса: небольшая хитрость и ловкость рук- и вот в игру включены все, а в памяти сами собой оседают слова, которые невозможно не запомнить.

Попутно звучал комментарий к играм: помимо пополнения словарного запаса многие тренируют память, сообразительность и внимание. Одни хороши для большой компании, другие подходят для индивидуальных занятий. И все без исключения игры увлекали аудиторию, а самые сообразительные и активные участники получали призы.

Этот день вообще был щедр на подарки, встречи и интересные приобретения. Участники расходились с фестиваля «Учительская книга» с полными пакетами литературы, игр, дисков. И, конечно, с новыми педагогическими идеями.

Елена Куценко

Фестивали и форумы

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон