19 апреля 2017
День школьной администрации Российская Федерация
Педагогический марафон 2017
Можно сказать, что искусство дирижирования крупными и мелкими событиями, происходящими в школе, начинается с расписания. Поможет в его составлении специально разработанная программа, которую представила методист по решениям для образования на платформе «1С:Предприятие» Лилит Исраелян на лекции «"1С:Автоматизированное составление расписания. Школа" - незаменимый помощник завуча и диспетчера расписания».
Однако расписание - лишь один из организационных элементов сложной школьной жизни, которая стремительно меняется. О вызовах времени и новых требованиях к условиям обучения напомнил коллегам Олег Соколов, ведущий методист Объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана». На лекции «Информационно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы "Дрофа-Вентана". Электронные формы учебников: дидактические возможности для достижения образовательных результатов» он раскрыл потенциал цифровых учебников в создании условий для индивидуального подхода и выстраивания урока с учетом современных психолого-педагогических тенденций. Кроме того, ведущий напомнил, что в школе мы даем не только предметные знания, но и оснащаем детей навыками жизни в социуме и в среде новых технологий.
Однако, когда среди учеников оказываются дети с ОВЗ, задачи эти усложняются многократно. Педагоги и школьные администраторы, уже столкнувшиеся с подобными проблемами, выбрали лекцию «Инклюзивное образование в школе: условия эффективного внедрения». Во время занятия Марина Моисеева, кандидат педагогических наук, директор гимназии №1540, консультировала коллег по этой теме на примере своей школы, которая за одиннадцать лет накопила немалый опыт обучения и социализации особых детей. Ведущая начала с цитирования положений 273 федерального закона, в соответствии с которым школа обязана создать доступную среду для детей с ограниченными возможностями. Марина Владимировна представила обзор элементов, позволяющих организовывать инклюзивное образование, представила модель, сложившуюся на практике, где определены функции специалистов, спланировано взаимодействие педагогов, родителей, администрации. В школе продумана и выстроена среда, дающая максимум возможностей ученикам и педагогам. Это и разные типы организации занятий, и тьюторское сопровождение, и возможность индивидуального расписания, и дидактика психолого-педагогического сопровождения. В качестве примера была представлена схема разноуровневого обучения для школьников разных возрастов, позволяющая гибко выстраивать их обучение в зависимости от интересов, возможностей и продвижения в предметах.
Не менее масштабную и актуальную для всех школьных управленцев тему рассматривала Наталья Галеева, кандидат биологических наук, профессор кафедры УОС ИСГО МПГУ, член-корреспондент МАНПО, на лекции «Ресурсы управления качеством внутришкольной методической работы». Она представила участникам Марафона пять правил социально ориентированной модели управления в школе, напомнила о законах, которые должен знать управленец. Особый интерес вызвал анализ целей методической работы и ее задач. Участники узнали, как правильно анализировать и оценивать результаты в двух аспектах: как структуру или как процесс. У этих подходов разные критерии.
В лекции прозвучали и практические рекомендации. Например, относительно необходимости мониторинга компетентности учителя. Участники Марафона узнали, какие управленческие функции обычно «западают» у их коллег. Ведущая много внимания уделила понятию ресурсов и их отличию от резервов. Сейчас ресурсный подход оценивается как очень перспективный: оценка ресурсов - такой же управленческий этап, как определение целей и результатов, планирование пути их достижения. Тем, кто возьмет на вооружение этот подход, будет полезной классификация ресурсов, доступных управленцу, представленная на лекции.
Наталья Львовна напомнила собравшимся о том, что одной из функций современного школьного управленца становится помощь в составлении индивидуальной траектории профессионального саморазвития учителя. И поможет в этом подробная таблица, где собраны и классифицированы направления и виды деятельности учителя по самосовершенствованию с указанием, какие формы и методы работы способствуют приобретению нужных компетенций.
Ориентиром при этом должен служить профессиональный стандарт, с которым познакомила участников Марафона Валерия Арсланьян, ректор Педагогического университета «Первое сентября», на круглом столе «Профессиональный стандарт «Педагог»: перспективы и трудности применения». Она сообщила о процессе внедрения стандарта, перечислила и прокомментировала трудовые функции, трудовые действия, знания и умения для каждой функции.
Прозвучала оценка трудностей при реализации стандарта. В частности, они вызваны тем, что в документе нет четких критериев, нет технологии оценивания, не по всем предметным областям есть описание трудовых функций, знаний, умений.
Тема оказалась настолько острой, что по поводу противоречий, заложенных в стандартах, быстро возник диалог с залом, к которому присоединился Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», вице-президент ОИГ «Дрофа-Вентана». И центральным вопросом стало разночтение относительно критериев: обязательно ли учителю соответствовать всем пунктам или это идеал, к которому нужно двигаться, но достичь невозможно? В частности, возникает ли требование к компетентности с появлением необходимости (приходит ребенок с проблемами) или умением, например, диагностировать девиации и компенсировать их должны обладать все учителя? В процессе общения участники круглого стола пришли к выводу, что стандарт годится для осмысления себя в профессии, но как эталон для контроля жестковат, вызывает большие вопросы. Кроме того, наша профессия настолько сложна, что никаким стандартом не может быть описана.
Информацию о Дне школьной администрации смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф /2017-04-19-1529436#section-1
Елена Куценко