Рейтинг@Mail.ru

30 января 2017

Когда в школе скучно, или Нужно ли развлекать школьников? Российская Федерация

Информация от «Первого сентября»

Недовольство детей тем или иным предметом, нежелание готовиться к урокам, да и вообще на них приходить и присутствовать, нередко узнаётся учителями через прямые претензии родителей, которые говорят, что дети перегружены сложной школьной программой, занятия скучны, в них отсутствует творческий подход, нет места экспериментам или какой-либо возможности развлечься. И это можно понять, т.к. ученик будет активен тогда, когда ему интересно. Но активность и инициатива ребенка обусловлены не только его интересом к предмету.

В свою очередь педагоги нередко парируют, что школа - не развлекательный центр, ее задача - не веселить и забавлять детей, а передавать им знания, воспитывая к тому же волевые качества и готовность следовать не только своему «хочу», но и понятию «надо». К тому же в конце учебного года все, и родители, и ученики, и педагоги, хотят видеть результат - высокие показатели выполнения экзаменационных работ.

Претензии и доводы с обеих сторон звучат привычно убедительно, но как разрешить эти противоречия, как построить учебный процесс так, чтобы и школьникам было интересно, чтоб они с удовольствием шли на урок, и в итоге были сформированы волевые качества и умение работать «через не хочу и не могу».

Вопрос, стоит ли развлекать школьников на уроке, - непростой, и, к сожалению, именно в этом позиция детей с родителями и учителей часто принципиально расходятся.

Однако компромиссы искать все же необходимо, ведь в противном случае возможно прийти к молчаливому саботажу предмета со стороны школьников и отсутствию помощи и поддержки со стороны родителей, в том числе отказа даже приходить в школу на родительские собрания, не говоря уже об активном участии в организации различных мероприятий. И их можно понять: зачем это делать, если все равно ребенок идет в школу с отвращением?

Для того чтобы разрешить этот конфликт, первым шагом важно развести два подхода, назовем их условно «развлекательный» и «увлекательный». Если первый в гораздо большей степени относится к сфере отдыха и увеселений и часто предполагает более пассивное участие ребенка (как, например, во время концерта, шоу или театрального представления), то второй гораздо ближе к интерактиву, что уже не просто допустимо, но и необходимо в учебе. Заинтересовать ученика, увлечь его самим процессом познания - важная задача для преподавателя, ведь именно без этого предмет становится сухим и тягостным.

Однако важно работать не только над самим процессом учебы. Даже при самом большом энтузиазме педагога ни один предмет невозможно сделать исключительно увлекательным, и часть информации все равно приходится просто выучивать, а это вовсе не так захватывающе. Довод «надо» все же действительно остается довольно значимым в пространстве школы.

Итак, как вовлечь учеников в учебный процесс на уроке, поддерживать их активность и инициативу? Для этого необходимо помочь школьникам увидеть цель, понять, для чего все это, зачем, собственно, они учат так много информации из самых разных областей наук. Ответы родителей - «это тебе нужно для поступления в институт» или «без этого аттестат не дадут» - вряд ли смогут вдохновить школьников. Эти доводы довольно туманны и неочевидны для детей. В подростковом же возрасте они попросту могут ответить что-то вроде: «Да не нужен мне ваш аттестат и в институт я не собираюсь». Другими словами, для мотивации к обучению нужны специфические цели.

Как мотивировать учеников на освоение школьных знаний? Прежде всего, педагог сам должен четко осознавать, что из изученного на уроке ученик затем сможет применить в жизни. Этой теме можно посвятить отдельное, вводное занятие, активно привлекая учеников к процессу «поиска смысла». По большому счету, впечатлить детей несложно, у взрослого человека для этого, как правило, всегда хватает и опыта, и собственных интересных и необычных жизненных историй. Важно воздействовать на эмоции, чтобы дети восприняли изучение предмета через собственное отношение к его возможностям. Точно так же важно и то, чтобы они начали воспринимать предмет не как оторванный от собственной жизни и своих интересов, но и как что-то, что может сыграть серьезную роль именно для них.

К примеру, любой иностранный язык, обучение которому сопровождается большими объемами довольно-таки утомительного заучивания, - это «дверь в мир», возможность путешествовать с гораздо большим охватом мест, смотреть фильмы и читать книги еще до того, как их перевели и адаптировали. И в результате - принципиально иная степень свободы (тема свободы крайне значима для подросткового возраста).

Это всё достаточно понятные вводные для взрослого человека, но школьникам необходимо это объяснять, опираясь на близкие именно им примеры, а не на те ценности, которые понятны исключительно взрослому миру (будущий вуз, престижная работа и пр.). Например, неплохим доводом может стать следующий: «Да вы же сможете новые фильмы смотреть практически сразу после их выхода, да еще и без дубляжа и искажений при переводе!».

Следующий важный фактор, влияющий на вовлеченность учеников в учебный процесс на уроке - это использование интерактивных методов и проблемного обучения, когда школьники сами должны найти решение или ответ на тот или иной вопрос. А если им не хватило знаний и опыта для решения какой-то задачи или проблемной ситуации, то в поиске или совместном обсуждении они могут обнаружить тот пробел в знаниях, который им не позволяет справиться с поставленной задачей.

Еще одним эффективным средством активизации учеников на уроке является игра. В отличие от лекционной подачи материала, игровая форма позволяет школьникам максимально полно усваивать материал, надолго удерживая его в памяти. Недаром в современных тренингах, в том числе и для взрослых людей, активно задействуют игровой компонент, который позволяет быстро и эффективно учиться чему-то новому - например, поиску оптимальных стратегий, взаимодействию в коллективе и пр.

Так, на вебинаре «Использование ролевой игры в учебном процессе», прошедшем в Педагогическом университете «Первое сентября», И.О. Телегина рассказала о конкретных примерах такого подхода на уроках. Чем хороши именно ролевые игры? Прежде всего, в них есть сюжет - он может создаваться самими участниками или же быть заданным изначально, а также есть роли, которые можно выбирать самостоятельно или назначать, и это - прекрасная возможность обыграть ту тему, которую необходимо выучить. Особенно важно и то, что в ролевой игре существует четкая логика, в рамах которой игроки могут варьировать действия и импровизировать. Кроме того, в ней нет изначально заданного результата (и в этом ее кардинальное отличие от другого типа игр - например, настольных, где необходимо дойти до финиша первым), и то, чем закончится игра, зависит от действий игроков. «В этом ее огромный ресурс, огромный плюс», - отмечает И.О. Телегина, добавляя, что в этом же и ее сложность для педагога, поскольку ролевой игрой необходимо уметь управлять.

Ролевая игра может быть с успехом использована в самых разных ситуациях. Например, для погружения в материал, который можно воссоздать путем игрового моделирования (например, разыграть важные исторические или литературные сцены). Полезна игра будет и при закреплении материала, причем в этом случае она вполне может быть представлена и в форме «вопрос-ответ» - например, как пресс-конференция с великими географами или великими химиками, открывшими новый закон. И, разумеется, - в различных видах внеурочных занятий, развивающих коммуникативные компетенции учащихся, а также направленных на сплочение класса. Более подробно о виде игр и их возможностях в образовательном процессе рассказывается на вебинаре «Интерактивные приемы работы с классом на уроке», где, кстати, затрагивается также и вопрос, какими методами можно создать и поддержать мотивацию учащихся.

Значит ли это, что все уроки должны быть увлекательными? Конечно, нет. Как показывает практика, во взрослой жизни более высоких результатов достигают те, кто научился прикладывать усилия для достижения цели, независимо от того, насколько приятно или нет выполнять какие-то задачи.

Надежда Двоскина

Эффективность обучения

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон