2 декабря 2016
Профессиональный стандарт педагога: новое или забытое старое? Москва
Образование в СМИ
Данная тема была выбрана для вебинара не случайно. В январе 2017 вводится профессиональный стандарт педагога. Сам документ был разработан в 2013 году, но его внедрение откладывалось. Это связано с неготовностью педагогов в полной мере выполнять те трудовые функции, которые прописаны в стандарте. Каждый учитель обладает мастерством, умеет добиваться от учеников высоких результатов в предметной области. Но требования стандарта гораздо шире, они выходит за рамки предметных областей.
В Профессиональном стандарте описаны: трудовые действия, которые выполняет педагог, а также необходимые знания и умения, которыми он должен обладать. Именно на эти требования и должен ориентироваться каждый учитель и воспитатель при построении своего индивидуального плана развития, чтобы вкладывать силы и время в совершенствование тех компетенций, которых ему не хватает.
Так, в стандарте большое внимание уделяется психологической грамотности педагога, который должен уметь:
- помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации;
- осуществлять совместно с психологом психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ;
- составлять совместно с психологом психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
- разрабатывать индивидуальный маршрут, индивидуальную программу развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- использовать подходы к обучению детей с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ, обучающихся, для которых русский язык не является родным;
и знать:
- закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития;
- закономерности поведения в социальных сетях;
- закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью и многое другое.
Еще одним важным умением педагога является владение ИКТ-компетентностями, т.е. готовность использовать на уроке и во внеурочной деятельности электронные образовательные ресурсы, помогающие повысить эффективность обучения и мотивацию школьников.
С некоторыми из перечисленных в стандарте пунктов многие педагоги ранее не сталкивались. Часть требований являются действительно новыми, а часть - давно забытыми старыми.
Когда понятно, какие знания и умения необходимо осваивать педагогу, следующим шагом является определение основных мероприятий, направленных на профессиональное развитие. Получить соответствующие знания педагоги могут, развиваясь на рабочем месте, занимаясь самообразованием, посещая обучающие мероприятия, как то: курсы повышения квалификации, семинары, лекции, вебинары, мастер-классы, стажировки. Только непрерывно обучаясь, анализируя свой опыт, осознавая успехи и неудачи в работе, можно составить действенный план профессионального развития, постепенно избавляться от «узких мест», осваивать новые методы и технологии.
Резонно ли сегодня утверждение о том, что педагог должен постоянно развиваться? Имеет ли оно смысл, когда речь идет об опытном педагоге, хорошо знающем предмет, умеющем найти общий язык с учениками, которые неизменно показывают высокие результаты?
По мнению Валерии Петровны, необходимость непрерывного развития педагога обусловлена стремительно увеличивающимся и обновляющимся объемом научных знаний. С этим неразрывно связаны меняющиеся требования общества к образованию, его содержанию, качеству, результатам. Развивающаяся дидактическая мысль вооружает педагога новыми технологиями, методами, подходами, приемами.
Необходимость профессионального развития, повышения квалификации педагогов нашла отражение в целом ряде нормативных документов, как то: в «Законе об образовании в Российской Федерации», в Федеральных государственных образовательных стандартах, в профессиональном стандарте педагога.
Каждый год педагог пишет план своего индивидуального развития, зачастую - крайне формально. Ведущая посоветовала возможные пункты, внесение которых позволило бы «деформализовать» индивидуальные планы, осваивать необходимые знания и умения, закрепленные в профессиональном стандарте. Таким образом, профессиональный стандарт должен стать главным ориентиром для администрации и педагогов в выборе направлений и способов развития.
Комплексные требования, предъявляемые сегодня к педагогу, открывают перед ним горизонты возможного развития. Дальнейший профессиональный рост начинается с осознания недостаточности своей компетентности для решения каких-то новых задач, например, таких, как обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Для профессионального развития нужно принять изменившиеся условия обучения и воспитания детей (которые отражены в требованиях ФГОС, в профстандарте Педагога, в Законе об образовании); проанализировать свои сильные стороны, позитивный опыт и выявить те знания и навыки, которых не хватает в связи с изменившимися требованиями; построить план своего дальнейшего развития.
Вебинар Валерии Петровны Арсланьян - лишь одно из запланированных в Издательском доме «Первое сентября» мероприятий для учителей о профстандарте.
Приглашаем вас принять участие и в других вебинарах, посвященных данной теме:
- Профессиональный стандарт педагога: новый подход и требования к профессиональной квалификации (7 декабря)
- Профессиональный стандарт педагога. Педагогическая деятельность в информационной среде (13 декабря)
- Профессиональный стандарт педагога. Особенности оценки достижения планируемых результатов обучения русскому языку в начальной школе (14 декабря)
- Профессиональный стандарт педагога: психологические компоненты в содержании документа (15 декабря)
- Профессиональный стандарт педагога: ориентация на развитие психологически безопасной и комфортной образовательной среды (21 декабря).
Записаться на вебинары можно на сайте: http://вебинар.1сентября.рф/
Кроме вебинаров, педагог может выбрать любой из курсов повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября», тем более что все программы нацелены на расширение знаний и развитие умений, предусмотренных профстандартом.