12 сентября 2016
«Открытие сезона» Московская обл.
Региональные новости
Первый осенний семинар состоялся 8 сентября в Коломне, в гимназии № 18, в актовом зале которой разместились 59 участников: учителя-предметники, библиотекари, воспитатели ГПД, психологи, методисты из 25 городских школ, лицеев, гимназий.
Лекторы - сотрудники Издательского дома «Первое сентября» - познакомили участников семинара с промежуточным статусом проекта, рассказали, с какими трудностями столкнулись педагоги в других муниципальных образованиях региона.
Педагогов призвали активнее пользоваться обратной связью, высказывать свое мнение о проекте, о ходе его реализации, информировать о трудностях, обмениваться опытом.
Большая по времени часть семинара была посвящена общим методическим приемам, технологиям, предполагающим использование ЭФУ на разных уроках. В частности, были рассмотрены разные виды работ, заданий, упражнений, игр с опорой на содержание электронного учебника. Их включение в урок не занимает много времени, но позволяет ученикам заранее знакомиться с терминами и темами, работать на опережение. Кроме того, подобные виды работ позволяют индивидуализировать процесс обучения, мотивировать обучающихся.
Большой дидактический потенциал скрывается в саммари - кратком изложении параграфа. Имея два текста (текст параграфа и краткое его изложение), педагог также может индивидуализировать процесс обучения, мотивировать учеников, вовлекать в урок всех учеников: как «слабых», немотивированных, так и «сильных», заинтересованных.
Важная составная часть семинара - знакомство с документами, регламентирующими внедрение и использование электронных форм учебников и других электронных образовательных ресурсов, как то: с Законом об образовании в Российской Федерации, с Федеральным государственным образовательным стандартом, с Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10.
Учителя познакомились с устройством ЭФУ издательства «Просвещение» - структурой, постоянными элементами, дополнительными функциями и возможностями.
Особый интерес слушателей вызвала схема анализа учебников, разработанная в Издательском доме «Первое сентября». Эта схема позволяет рассматривать и оценивать разные учебники с точки зрения пользовательского опыта, а также с точки зрения их методических особенностей, вт.ч., в контексте использования для усиления и расширения возможностей реализации требований ФГОС. Данный материал позволит преподавателям оценить достоинства и разобраться в недостатках учебников, а, в конечном счете, более ответственно подходить к их выбору.
Подробное описание видов работ, заданий, упражнений, игр, технологий, рассматриваемых на очных семинарах, появится в скором времени на сайте витрины проекта ibook.1september.ru.
Электронная форма учебников - хороший стимул для творчества учителя, импульс для создания своих авторских материалов и для включения их в образовательный процесс.
Электронный учебник открывает новые возможности для учителей и учеников. Однако не стоит забывать, что никакой электронный учебник не сможет помочь провести урок, если не будет доверительного диалога с учениками. Базовые установки педагогики остаются неизменными при любых технологиях.