14 апреля 2016
День учителя истории и обществознания Москва
Педагогический марафон 2016
Тема предстоящих уже совсем скоро экзаменов была не то что горячей - огнедышащей. Об этом говорила Татьяна Лискова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по обществознанию, на лекции «Подготовка обучающихся общеобразовательных организаций к проведению итоговой аттестации по обществознанию». Она порекомендовала внимательно изучить материалы, выложенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/) и пояснила, на что нужно обращать внимание, изучая кодификатор, спецификацию и демоверсию. Существенной поддержкой при подготовке могут стать видеоконсультации на сайте, там ученики могут найти практические советы, например, как лучше оформлять свой ответ.
Этой же проблеме была посвящена и лекция «Эффективная подготовка к Государственной итоговой аттестации: потенциал УМК по обществознанию под редакцией академика Бордовского». Здесь Ольга Соболева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург), представляя линию учебников «Общствознание», отметила, что УМК не нацелены непосредственно на подготовку к ГИА, это не пресловутое «натаскивание», которое отвращает от подлинного образования. Зато учебные пособия отражают нормативное содержание курса, обеспечивают освоение всех необходимых умений, задают вектор подготовки.
Секрет заключается в структуре учебника: как отобран и построен учебный материал, на что нацелены задания, которые постепенно усложняются, тестовые задания для самопроверки, памятки...
Составляя учебники, авторы ориентировались на запросы педагогов. В частности, предусмотрели повторение давно пройденного при освоении новых тем, включили эффективные задания для самопроверки. Кроме того, система заданий стимулирует наращивание универсальных умений ребенка, предусмотренных ФГОС. Участники могли увидеть на конкретных примерах, как идет усложнение работы с объектами - текстом, схемами, таблицами. Рассказала, опираясь на практику, что у детей вызывает наибольшие трудности, в чем заключаются типичные ошибки, на что обращать внимание, чтобы их искоренить. Особый интерес у педагогов вызвали конкретные рекомендации по подготовке к отдельным заданиям, например, как научить детей писать эссе.
Учителя готовы воспринимать новое и учиться на протяжении всего своего профессионального пути. Но иногда трудности заключатся в том, что требования к результатам педагогической работы сформулированы недостаточно отчетливо. Или обсуждения концепций еще продолжаются, а учителю нужно идти в класс уже сегодня. Подобные проблемы обсуждались на лекции «Освещение «трудных вопросов» истории России XX века в новом УМК издательства «ДРОФА». С аудиторией беседовал Валерий Клоков, кандидат исторических наук, заведующий редакцией обществознания объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана», соавтор нового УМК «История России». Он построил беседу, опираясь на «треугольник: историко-культурный стандарт, УМК, ЕГЭ».
Участники встречи обменялись мнениями о стандарте по всеобщей истории. К сожалению, приходится констатировать, что про концепцию обществознания известно не много. На съезде учителей истории был предложен «эскиз в общих чертах».
Во время лекции одним из самых насущных стал вопрос: станет ли экзамен по истории обязательным? Учителей, конечно же, волнует вопрос: хватит ли часов, чтобы достойно подготовить детей.
Но даже в обстановке неопределенности работа продолжается. Участники обсудили с ведущим, как можно работать с детьми, деликатно обходя неточности и откровенные фактические ошибки, содержащиеся в историко-культурном стандарте. Что, например, делать, если для государства, созданного Олегом, используется пять разных названий? Или как объяснить логику периодизации в прошлом веке?
Для ответа на последний вопрос ведущий организовал мини-семинар, где участники решали, когда закончилась российская революция. Возникло несколько аргументированных версий. Наверное, это и есть один из подходов в сложившейся ситуации: давать ученикам возможность, опираясь на факты, высказывать предположения, проводить самостоятельные исследования и искать ответы на «трудные вопросы».
Вопросы могут быть трудными, а вот изучение истории должно быть не то чтобы легким, но уж точно не занудным и вполне посильным. Так считает заместитель директора центра образования № 548 «Царицыно» (г. Москва) Андрей Иванов. На лекции «Эффективные образовательные технологии и методики в преподавании истории, опыт использования» он поделился с коллегами увлекательными формами работы. Задания-проекты на уроке (Почему Александра назвали Невским, а не Чудским?), учебные исследования (Как египтяне строили пирамиды, на зная числа Пи?), неожиданные истории не оставят равнодушным ни одного школьника. И сообщил коллегам один секрет: мотивация ученика - не приманка перед чем-то непривлекательным, а отсутствие сопротивления. Иными словами, новый материал нужно «нарезать, как отбивную» на удобные кусочки.
Тему увлекательных заданий и интересных уроков продолжила Ольга Мещерская, первый заместитель генерального директора Издательства «ВИТА-ПРЕСС» на лекции «Инновационный курс «Финансовая грамотность» как возможность реализации педагогами социально значимых проектов». Ведь новый курс - замечательное поле для того чтобы научить ребенка иметь свое мнение, рассуждать, творчески мыслить, освоить исследовательские навыки. Здесь используются и сказочные сюжеты, и подходы ТРИЗ-педагогики, открытые задачи.
Одним словом, преподавателям истории и обществознания придется в новом учебном году рассказывать сказки, решать трудные вопросы, затевать увлекательные исследования, преодолевать строгости новых стандартов... И, похоже, они готовы к этому.
Елена Куценко