Рейтинг@Mail.ru

7 апреля 2016

День школьного и детского библиотекаря Москва

Педагогический марафон 2016

За ответом на этот вопрос участники Марафона пришли на лекцию «Информационно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы «Дрофа»-«Вентана-Граф». Электронные формы учебников».

Получив содержательные комментарии, они смогут в дальнейшем помочь коллегам-педагогам сделать оптимальный выбор в большой палитре современных УМК.

Ведущий подчеркнул, что все представленные учебники есть в федеральном перечне. Линии учебников завершены, чтобы учитель видел, как развивается и чем завершается курс.

Составители учли, что сегодняшние дети зачастую плохо понимают прочитанное. Поэтому авторы особенно тщательно прорабатывали тексты, добиваясь четкости, компактности, методической выверенности. Электронный вариант учебника тоже учитывает потребности учеников и педагогов.

Олег Соколов подробно охарактеризовал пособия, предназначенные для начальной школы, ведь именно от этого этапа во многом зависит вся траектория образования ребенка. Ведущий отметил их особенности и наиболее сильные стороны.

По мере обсуждения систем УМК для основного и среднего образования - «Алгоритм успеха» и «Вертикаль» - то и дело завязывался оживленный диалог с залом по поводу возвращения зарекомендовавших себя авторитетных авторов. Например, весть о выходе нового учебника В.В.Бабайцевой была встречена с энтузиазмом.

Ведущий, представляя пособия, пояснял, чем интересны иллюстративный материал и логика построения курса, какие ученические компетенции развиваются при выполнении упражнений. Ведь даже тексты задач (с какой скоростью двигались войска Наполеона?) могут вызывать интерес и работать на интеграцию учебных предметов.

Одним словом, библиотекари, вернувшись в свои школы, смогут подробно проконсультировать учителей: как сориентироваться в многообразии пособий и работать с выбранным УМК, чтобы реализовать наибольшее количество заложенных в нем возможностей.

Однако собрать большое количество важной информации недостаточно. Нужно уметь преподнести ее слушателям. Этому искусству был посвящен мастер-класс «Как говорить с читателем, чтобы быть услышанным или Что такое современный обзор литературы» Ксении Молдавской, литературного критика, ведущей радио «Культура». Она поделилась с коллегами секретами подготовки успешного устного выступления. Например, хорошо бы для начала задать себе простые вопросы: кто те люди, к которым я обращусь; зачем это им; зачем это нужно мне. А во время выступления опытный рассказчик старается избежать нескольких ошибок. Нельзя забалтывать тему, «тупить», ходить по кругу, забыв, о чем начал говорить. Непревзойденной иллюстрацией подобного стиля речи был и остается Швейк. Столь же раздражающим для слушателей становятся заигрывание и панибратство. И наконец, нужно уметь говорить от себя, но так, чтобы тебя «было не слишком много».

Эти рекомендации, безусловно, пригодятся тем участникам, которые попробуют использовать опыт Марии Климовой, которым она делилась на мастер-классе «Проживание книги. Создание события как способ привлечения к чтению». Мария Геннадьевна, координатор проектов Универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д.И.Блохинцева, г. Дубна, рассказывала о том, как выстраивать взаимодействие взрослых и детей с помощью художественного текста. Организаторы представили ее не как библиотекаря, а как психолога, и то, что она делает - «не технология, а эксклюзив, который передается изустно от человека к человеку». Ведущая рассказала о тех формах праздников, дискуссий, игр, которые привлекают родителей и ребят со всего города и позволяют найти подход к читателям, начиная с четырех лет. Наверное, один из секретов состоит в том, чтобы сделать чтение привлекательным, веселым, захватывающим.

Этот подход перекликался с тем, что рассказывал на мастер-классе «Расскажи мне! Методика работы с книгой и чтением по А.Чамберсу» Алексей Олейников, писатель, учитель литературы московской школы «Ковчег XXI». Он в живом диалоге с аудиторией показывал, как разбудить в ребенке читателя. Приглашенные на сцену участники почувствовали на себе и продемонстрировали коллегам, как может выстраиваться напряженно-увлекательный диалог на материале давно известного произведения - рассказа «Каштанка». Реагируя на вопросы ведущего, они честно задумывались, формулировали свое мнение, вступали в диалог, сами задавали вопросы. Ни срежиссировать, ни предугадать пошагово подобный многослойный и прихотливый разговор невозможно. Тем, кто захочет освоить этот тонкий, свободный, истинно педагогический жанр, пригодятся советы и схемы Чамберса. Впрочем, сам Алексей, улыбаясь, признался: «Я плохой учитель, схеме в точности не следовал». Впрочем, аплодисменты, прозвучавшие в конце встречи, и множество вопросов в перерыве безусловно свидетельствовали: никакая схема не заменит полностью интуицию и мастерство педагога, когда имеешь дело с такими живыми субъектами, как ребенок, школа и книга.

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон